2023/01/27 11:03:29

Налоги на операции с криптовалютами (ЦФА) в России

.

Содержание

Основные статьи:

2024: Цифровые валюты признали имуществом и определили налоги на доходы от них

26 ноября 2024 г Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в Налоговый кодекс о налогообложении криптовалют.

Цифровые валюты будут считаться имуществом в целях налогообложения.

Налогообложение доходов:

  • Доходы до 2,4 млн руб — 13%, свыше 2,4 млн руб. — 15%.
  • Доход от майнинга облагается налогом на прибыль (с 2025 г. — 25%).

2023: Министерство финансов России поддержало проект взимания налога на прибыль с майнинга криптовалют

25 января 2023 года Министерство финансов России поддержало проект взимания налога на прибыль с компаний, ведущих деятельность в сфере майнинга криптовалют. Это решение было принято министерством с учетом того, что Налоговый кодекс РФ уже включает в себя положения, необходимые для введения такой меры.

Ведомство поддержал председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков, заметив, что в этом случае установят аналог единого налога на вмененный доход, ставка которого будет варьироваться от 7,5 до 15 процентов. Он также допустил, что она может достичь 20 процентов.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Представители индустрии заявляют, что пока в стране нет законодательства, регулирующего саму майнинговую отрасль в целом, введение ее налогобложения не принесет ожидаемого эффекта. Такие решения не пойдут на пользу развитию финансового сектора экономики страны, уверены отраслевые игроки, так как легализованная часть крипловалютного рынка в стране минимальна и ограничена, и имеет только инфраструктурный характер. Необходимо отметить, что на январь 2023 года налога на прибыль от майнинговой деятельности и операций с криптовалютой не платит никто – «Майнинг отели» оплачивают налоги как дата-центры, предоставляющие в аренду информационную инфраструктуру, то есть вычислительные мощности и пространство для хранения данных и ни о каких криптовалютных операциях в налоговом смысле здесь речи не идёт.

Важным элементом действий налоговых органов является возможность контроля за оборотом активов, что в отношении криптовалют технически очень сложно, большинство оборота осуществляется децентрализовано с использованием криптобирж, находящихся за пределами отечественной юрисдикции.

Законопроект № 237585-8, предлагающий скорректировать Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был внесен на рассмотрение Госдумы в ноябре 2022 года и направлен на предварительное рассмотрение в комитет по финансовому рынку, а также на правовую экспертизу. Несмотря на отсутствие необходимого законодательного регулирования, майнинг цифровых валют в России уже начал активно развиваться, что стало стимулом для группы депутатов и экспертов Минфина, Банка России и Минцифры России начать работу по оперативному приведению сложившейся ситуации в соответствие с нормами Федерального закона № 259-ФЗ от 31.07.2020 и легитимизации выпуска и оборота цифровых валют.

2022

В России принят закон о налогообложении цифровых финансовых активов

В конце июня 2022 года Госдумой РФ в третьем (окончательном) чтении был принят закон о налогообложении цифровых финансовых активов (ЦФА). Документ закрепил ставки налога на прибыль организаций и налога на доходы физлиц, а также обложение операций по реализации ЦФА налогом на добавленную стоимость (НДС).

Как пояснили авторы инициативы, необходимость определения отдельного порядка налогообложения деятельности с такими цифровыми активами является одним из ключевых условий эффективного функционирования цифровой экономики, полноценной реализации цифровых проектов и развития конкурентоспособного рынка цифровых прав в РФ.

В России принят закон о налогообложении цифровых финансовых активов

Согласно закону, НДС не будут облагаться услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также услуги операторов обмена цифровых финансовых активов по допуску цифровых прав, выпущенных в соответствии с законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением консультационных услуг и услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин).

Кроме того, закон устанавливает налоговые ставки на доход, полученный от продажи цифровых активов. Прежде ставка по сделкам составляла 20%, такая же, как и для стандартных активов. А по новому закону налог составит 13% для российских компаний и 15% для иностранных.

Исчисление, удержание и уплату НДФЛ с доходов от цифровых активов будут осуществлять налоговые агенты, то есть операторы информсистем или обмена ЦФА.

Документом также прописывается, что финансовый результат по операциям с цифровыми финансовыми активами определяется на дату осуществления выплаты дохода. Налоговая база по операциям с ЦФА может быть уменьшена на сумму убытка по таким операциям.[1]

Власти России считают, что с криптоотрасли можно собирать до 1 трлн руб налогов

Власти считают, что даже при упрощенной системе налогообложения объем собираемых с криптоотрасли налогов может составлять до 1 трлн рублей в год. Эти оценки от февраля 2022 г ссылаются на данные платформы Coinmarketcap, из которых следует, что средняя капитализация мирового рынка криптовалют в 2021 году составляла $1,87 трлн, а дневной оборот находился в диапазоне от $50 млрд до $200 млрд. Доля России на этом рынке могла составлять не менее 12%.

В Сhainalysis подсчитали, что в 2020 году российские пользователи продали и купили криптовалют примерно на $16 млрд. Таким образом, даже по упрощенной ставке в 6% налоговые сборы могут составлять от 146 млрд рублей до 1 трлн рублей.

2021

Планы введения налога на цифровую валюту

Следом за выходом закона о цифровых активах Федеральная налоговая служба (ФНС) предложила соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Об этом стало известно 24 мая 2021 года. Еще на стадии формирования изменений положения законопроекта вызвали вопросы у представителей крипторынка, однако были приняты Госдумой в первом чтении в феврале 2021 года.

Что предлагается:

  • Облагать криптовалюту налогом, поскольку теперь она официально признается имуществом.
  • Обязать каждого гражданина, который владеет цифровыми активами, информировать о них ФНС, если сумма сделок превысила 600 тысяч рублей.
  • Ввести штрафы: за опоздание с предоставлением информации об операциях — в размере 10% от суммы, за уклонение от уплаты налога на криптовалюту — в размере 40%. При этом дата, не позднее которой нужно дать информацию, пока обозначается 30 апреля 2022 года.

Чем это грозит криптоинвесторам? С одной стороны, рынок уверенно входит в правовое поле и становится понятнее и прозрачнее для новых игроков. Закон предполагает юридическую защиту владельцев активов.

С другой, есть дополнительные сложности. Законодательно не проработано, как определять рыночную стоимость активов в криптовалюте. Они могут быть привязаны к курсу биткоина или доллара США. Учитывая высокую волатильность цифровых денег, корректно зафиксировать и задекларировать доходы от операций сложно, и как это будут делать налоговики, пока непонятно.

Спорный момент — введение уголовной ответственности, если владелец криптовалюты не предоставил информацию о владении активами. За рубежом это не практикуется, а в нашей стране может стать реальностью.

Еще в конце 2020 года Минфин разработал поправки в Уголовный кодекс. Согласно изменениям, систематический уход от налогов может караться штрафом, принудительными работами и даже лишением свободы, если сумма операций за три года обозначена в крупном или особо крупном размере.

Пока поправки не вступили в силу, у инвесторов больше вопросов, чем ответов[2].

В Госдуму внесены законопроекты о штрафах и уголовной ответственности за неуплату налогов от операций с криптовалютами

На начало февраля 2021 года в Государственную Думу РФ внесен дополняющий 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…» пакет из четырёх законопроектов ужесточающих регулирование, в первую очередь, оборота криптовалют. Законопроекты предусматривают внесение изменений в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Федеральный закон № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Изменения в Налоговом кодексе закрепляют статус имущества в отношении криптовалют, а также предусматривают как для физических, так и для юридических лиц обязанность отчитываться перед налоговыми органами по всем операциям с криптовалютами и их остатках на счетах, в случае, если «сумма поступлений или списаний за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600,000 рублей». При этом, поправками предусматривается ряд штрафов:

  • в размере 10% от самой большой суммы поступления или списания цифровой валюты за отчетный период за несвоевременную или недостоверную подачу декларации;
  • в размере 50,000 рублей за неуведомление налогового органа об операциях с криптовалютами в установленный срок; и
  • в размере 40% от суммы неуплаченного налога за неуплату или неполную уплату налога с операций с криптовалютами.

Неоднократный отказ от подачи налоговой декларации по операциям с криптовалютами в течение трёх лет может привести и к уголовной ответственности, предусмотренной соответствующим законопроектом. Систематическое нарушение требований закона может наказываться штрафом, принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, при этом размер штрафа будет зависеть от размера суммы, в отношении которой не отчитывалось лицо. Предусмотрены как крупный размер, для операций на сумму выше 15 миллионов рублей, и особо крупный размер для операций на сумму от 45 миллионов рублей за три года соответственно.

Административный кодекс, как ожидается, также претерпит изменения. Рассматриваемый законопроект устанавливает административную ответственность за незаконную организацию выпуска, незаконное совершение сделок с цифровыми финансовыми активами, а также за незаконный прием цифровой валюты в качестве встречного представления за товары, работы либо услуги (то есть, в нарушение ст. 14 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах…»). Незаконный оборот цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок будут наказываться максимальным штрафом до 2 миллионов рублей, а незаконный приём цифровой валюты в качестве оплаты за товары и услуги – максимальным штрафом до 1 миллиона рублей соответственно.

2018: На криптомайнеров распространят нормы Налогового кодекса

Основная статья: Майнинг криптовалют в России

На майнеров и владельцев криптовалют распространят действующие нормы Налогового кодекса. С физического лица, занимающегося оборотом цифровых денег, будет взиматься НДФЛ, налогообложение юрлиц будет соответствовать форме бизнеса, сообщают в июле «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

По его словам, законопроект о цифровых финансовых активах (криптовалютах) планируется принять в осеннюю сессию Госдумы. Он уточнил, что в документе не будут описаны отдельные налоговые режимы для владельцев цифровых денег, то есть к майнингу и обороту криптовалют будут применяться все действующие в Налоговом кодексе подходы.

При этом глава комитета Госдумы по финансовым рынкам допустил, что отдельные режимы налогообложения для майнинга и оборота криптовалют могут появиться в будущем, если в правительстве выразят инициативу их создать.

«Если захотят отдельно описывать для этих видов бизнеса, то напишут. Пока налоговые вопросы мы никак не описываем», – добавил он.

2017

Минфин РФ: Россияне обязаны платить налог с биткоинов

Минфин России подтвердил, что операции по покупке и продаже биткоина облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в таком же точно порядке, как любые другие операции, с которых уплачивается этот налог. Министерство ссылается на то, что глава 23 Налогового кодекса России «Налог на доходы физических лиц» не устанавливает какого-либо особого налогообложения для криптовалютных доходов, а значит, на них распространяется общее правило[3].

Заявление содержится в письменном разъяснении, которое Минфин направил 13 октября 2017 г. в компанию «Консультант плюс», разрабатывающую одноименную справочную систему, в ответ на соответствующий запрос. Напомним, согласно статье 34.2 Налогового кодекса министерство дает налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам применения российского налогового законодательства. Разъяснения были даны Департаментом налогов и таможенной политики.

Минфин также напомнил, что согласно статье 41 налогового кодекса налогооблагаемый доход — это любая экономическая выгода, полученная в денежной или натуральной форме и подлежащая оценке. Как установлено подпунктом 1 пункта 1 и пунктами 2 и 3 статьи 228 Налогового кодекса, если физическое лицо по договору получило вознаграждение от другого физического лица, то оно само рассчитывает сумму налога и уплачивает эту сумму в порядке, предусмотренном статьей 225 Налогового кодекса. Уплата налога фиксируется в налоговой декларации, которая подается в налоговый орган по месту учета.

ФНС заявила официальную позицию о статусе криптовалют в России

Федеральная налоговая служба России в справочно-правовой системе "Консультант Плюс" опубликовала письмо, в котором отображается официальная позиция властей о статусе криптовалют в России[4].

Документ содержит следующие тезисы:

1) В законодательстве Российской Федерации не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта.

2) Запрета на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит.

3) Использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

4) По мнению ФНС России, операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями.

5) Существующая система валютного контроля не предусматривает получение органами валютного контроля от резидентов и нерезидентов информации об операциях купли-продажи криптовалют.

См. также: Криптовалюты

Основная статья: Криптовалюты

Национальные криптовалюты (CBDC)

Криптовалюты в странах мира

Биткоин

Корпоративные криптовалюты

Сервисы

Инвестиции в криптовалютах

Майнинг



Примечания