2016/03/30 14:00:16

Приложения mHealth (мировой рынок)

Термин mHealth подразумевает мобильные технологии, которые используются в медицине. К mHealth относятся различные мобильные решения для упрощения и ускорения оказания медицинской помощи, а также для работы с медицинскими данными.

Содержание

2015

ПО для диабетиков названо главным драйвером роста мобильной медицины

В период с 2015 по 2020 годы продажи медицинских технологий, связанных с мобильными устройствами (mHealth), будут расти на треть. Такой прогноз сделали в аналитической компании Big Market Research в марте 2015 года.

Эксперты подсчитали, что в 2014 году объем рынка мобильного здравоохранения достиг $10,5 млрд. Среднегодовой рост рынка в 2015-2020 годах ожидается на уровне 33,5% во многом из-за увеличения заболеваний, связанных с неправильным образом жизни, а также за счет правительственных инициатив и растущего проникновения смартфонов. В свою очередь аналитики Brookings считают старение населения одним из драйверов развития рынка mHealth.

В 2014 году объем рынка мобильного здравоохранения достиг $10,5 млрд, подсчитали в компании Big Market Research

На рынке mHealth аналитики выделяют несколько сегментов: сервисы диагностики, мониторинга, профилактики и лечения, а также медицинские тренажеры. В 2015 году наибольшие продажи приходились на сервисы мониторинга за состоянием пациентов. Кроме того, этот сегмент сможет демонстрировать наибольшие темпы роста до 2020 года, говорится в исследовании.

Мобильная медицина применяется в лечении различных заболеваний. Среди них — сердечно-сосудистые, респираторные, неврологические, диабет и другие. По прогнозам исследователей Big Market Research, сегмент приложений для лечения сахарного диабета будет расти самыми высокими темпами в период с 2015 по 2020 годы. ИТ-директор «Роснефти» Дмитрий Ломилин выступит на TAdviser SummIT 28 ноября

Что касается регионов, то больше всего доходов поставщиков технологий mHealth в 2015 году приходилось на Северную Америку, а по динамике роста лидировал Азиатско-Тихоокеанский регион. Ожидается, что такая тенденция сохранится в течение последующих нескольких лет.[1]

Согласно прогнозу Statista, мировые темпы роста рынка mHealth в период с 2015 по 2019 годы составят 31%. К 2020 году ожидается рост рынка до $58,8 млрд, тогда как в 2014 году он измерялся $10,97 млрд.

Развитие M2M-технологий в здравоохранении идет медленно

Аналитики из Infonetics Research (теперь входит в состав IHS) в новом отчете Connected Health M2M Connections and Services оценили перспективы сегмента рынка M2M, ориентированного на интегрированные медицинские системы (connected health). Под Connected Health M2M, согласно определению исследовательской фирмы TechNavio, понимается модель доставки медицинских услуг, функционирующая в ИТ-экосистеме; технологии M2M обеспечивают доступ к медицинской информации, управление ею и совместное использование, анализ данных.

Основная движущая сила этого рынка, отмечают в Infonetics Research, – высокая эффективность, позволяющая медицинским организациям сокращать операционные расходы. Аналитики ожидают увеличения доходов в этой области, но развитие рынка идет медленно, наталкиваясь на ряд препятствий. В их числе Джон Бирн, ведущий аналитик Infonetics Research в сфере M2M и IoT, называет требования регулирующих органов, особенно в США.

«Но более существенно, на наш взгляд, то обстоятельство, что поставщики медицинских услуг и другие игроки рынка неохотно инвестируют в M2M-решения, поскольку не видят от них пока реальной отдачи, а отдача требует времени», – добавляет Бирн.

Операторам, по мнению эксперта, не хватает сотрудников, которые могли бы выстроить более глубокие взаимоотношения с клиентами из сферы здравоохранения; им нужно искать партнеров, которые имеют прочные связи в медицинских кругах, и это поможет ускорить рост.

В Infonetics ожидают, что рынок M2M для здравоохранения останется небольшим по объему, к 2018 г. доход на нем достигнет $2,4 млрд (это означает, что совокупные темпы роста CAGR будут составлять 36% в год, но высокие показатели объясняются низкой исходной базой).

Примерно такие же оценки дает TechNavio, ежегодно выпускающая прогноз Global Connected Health M2M market: в компании считают, что в период 2014–2019 гг. величина CAGR будет равна 33,08%.

Среди регионов в ближайшие годы в этой сфере будет лидировать Европа, где крупные телеком-операторы, такие как Vodafone и Deutsche Telekom, уже добились некоторого успеха на рынке интегрированных медицинских систем. Северная Америка будет следовать за ней с небольшим отставанием.

2014

Statista: Рынок вырос на 32% до $10,9 млрд

Рынок mHealth в 2014 год оценивался компанией Statista на уровне $10,97 млрд. При этом темп роста рынка в 2014 году составил 32%. При сохранении действующей тенденции, к 2020 году рынок mHealth достигнет отметки $58,8 млрд. За этот период среднегодовой темп роста CAGR=31%.

Объём мирового рынка мобильной медицины, млрд. долл.

Крупнейшие инвестиционные сделки на рынке mHealth в 2014 году

Анализ крупнейших инвестиционных сделок в сфере медицинских технологий позволяет сделать выводы:

  • Размер инвестиций в медицинские проекты значительно увеличился по сравнению с 2013 годом. В 2014 году объем инвестиций составил $6,5 млрд. Рост по сравнению с 2013 годом составил 125% .

  • Крупные и известные компании считают данную сферу привлекательной и перспективной, в т.ч. Google Ventures, Tencent.

  • Мобильные технологии играют важную роль в развитии медицинских технологий, так как 5 из 9 компаний из нижеприведенного списка используют мобильные технологии в своих продуктах.

Крупнейшие инвестиционные сделки на рынке медицинских технологий, 2014

Мобильные приложения

Быстрорастущий сегмент рынка mHealth - мобильные приложения для смартфонов в области здравоохранения. Можно выделить четыре основных категории мобильных приложений:

  • общее здоровье и фитнес (фитнес и питание и т.д.)
  • медицинская информация (справочники, информирование, диагностика, образование),
  • удаленные консультации и мониторинг,
  • управление здоровьем (электронные карты пациентов, логическая и платежная поддержка).

Мировой опыт показывает, что развитие рынка mHealth возможно лишь при непосредственной поддержке плательщиков медицинских услуг[2].

Brookings: Россия займет 6 место на рынке к 2017 году

По состоянию на март 2015 года рынок mHealth в России находится на ранней стадии развития, что затрудняет точные оценки. При этом, согласно прогнозам компании Brookings, к 2017 году российский рынок mHealth достигнет $800 млн. В Brookings прогнозируют, что к 2017 году Россия будет на 6 месте в мире по объему выручки от реализации технологий мобильной медицины.

Рейтинг стран на рынке mHealth, 2014

Мобильная медицина, по мнению Brookings, в ближайшие годы станет одним из основных трендов в развитии медицинских технологий. Основные заинтересованные стороны, способствующие развитию рынка:

  • плательщики медицинских услуг (государства и страховые компании) – основная заинтересованная сторона в мире в связи с тем, что использование технологий mHealth позволяет снизить затраты на медицинское обслуживание;

  • производители медицинского оборудования;

  • технологические компании (устройства и датчики, софт, инфраструктура, анализ медицинской информации и т.д.).

Оценки ABI Research и Research2Guidance

ABI Research опубликовала в ноябре 2014 года итоги начатого в 2012 году исследования рынка приложений mHealth (куда включены как медицинские, так и фитнес-приложения). Как следует из отчета mHealth Applications: Developments, Trends and Directions, главная черта этого рынка – непоследовательность, постоянные колебания в популярности тех или иных продуктов; широкий круг поставщиков и разнообразие функциональности приложений приводят к его раздробленности.

Как считают аналитики, сегмент созрел для трансформации, которая должна начаться с выходом на него новых крупных игроков – в числе которых Samsung, Google и Apple. Приложения mHealth быстро стали популярны у пользователей смартфонов и планшетов, отмечают в ABI.

В исследовании рассматривались две категории ПО (одна – фитнес-приложения и средства контроля состояния, вторая – медицинские приложения) для обеих ведущих платформ, iOS и Android.

«В обеих категориях наблюдался сильный разброс в популярности приложений – как от квартала к кварталу, так и между платформами iOS и Android», – говорит ведущий аналитик ABI Research Джонатан Коллинз.

По данным другой исследовательской фирмы, Research2Guidance, на май 2014 г., в онлайн-магазинах для iOS и Android насчитывалось более 100 тыс. приложений mHealth. Объем этого рынка компания оценивала в $2,4 млрд, а на конец 2017 г. прогнозировался объем продаж в $26 млрд.

Количество игроков рынка действительно велико, свидетельствует отчет Research2Guidance, и лишь немногие добиваются хороших результатов, а большинство компаний «барахтается на дне». Например, в прошлом году мобильные приложения от 82% поставщиков были загружены всего 50 тыс. раз, а на долю пятерки лидеров пришлось более 500 тыс. загрузок. Кроме того, 68% из тех, кто разместил свои приложения в онлайн-магазинах, получили годовой доход менее $10 тыс. (включая тех, кто вообще ничего не заработал); еще 17% имели доход от $50 тыс. до $1 млн, а компании из top-5 – более $1 млн.

Тем не менее у экспертов нет разногласий по поводу того, какие именно типы приложений популярны, отмечает Коллинз. А в качестве основной тенденции в ABI видят «усиление интеграции данных, собираемых разными носимыми устройствами, в общую экосистему с множеством игроков».

В категории медицинских приложений все больше интереса вызывают программы, одновременно поставляющие медицинскую информацию и обеспечивающие доступ к врачебным сервисам. Для пациентов станет обычным делом передавать данные о своем состоянии врачу посредством мобильных приложений, считают аналитики. Не случайно два популярных приложения – Epocrates от одноименной компании и MyChart от Epic – предлагаются компаниями, которые специализируются на разработке электронных медицинских карт, и работают они на обеих мобильных платформах.

Гиганты мобильного рынка, Apple, Google и Samsung, также недавно запустили свои mHealth-платформы для передачи регистрируемых устройствами данных в сферу здравоохранения. Как полагают в ABI Research, это придаст более широкий масштаб сбору информации при помощи приложений mHealth, что, в свою очередь, существенно усилит интеграцию данных из разных приложений. Разработчики приложений и носимых устройств, отмечают эксперты, стоят сейчас перед выбором: сохранить ли данные пользователей под своим контролем или разрешить обмен данными с появляющимися на рынке новыми платформами, в том числе и принадлежащими конкурентам. «Поставщикам устройств и приложений придется все сильнее улучшать свой опыт и пользовательскую базу для перехода в этот новый мир интеграции», – говорит Коллинз.

Впрочем, уже в первой половине года в Research2Guidance подсчитали, что у 71% приложений имеются либо запланированы интерфейсы для импорта и экспорта данных о здоровье. Те из приложений, которые были способны взаимодействовать с наибольшим числом разных устройств, имели около 30 API. В свою очередь два наиболее «коммуникабельных» устройства могли общаться одно с 70, другое – с 90 приложениями. Так что интеграция уже пошла.

Драйверы и барьеры рынка mHealth

  • Государственная политика в области поддержки модернизации здравоохранения, в рамках которой отдельное внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли.
  • Сокращение государственного финансирования здравоохранения.
  • Рост платных услуг в здравоохранении.
  • Старение население
  • Значительное количество населенных пунктов, находящихся в труднодоступных и отдаленных территориях.

Барьеры для развития mHealth в России отчасти повторяют таковые для мирового рынка, однако существуют некоторые национальные особенности. Например, чрезвычайно высока неготовность населения и медперсонала к использованию мобильных технологий в медицине. Согласно статистике PMLiVE доступ к сети интернет есть лишь у 7,5% российских врачей. Еще одним барьером для развития mHealth в России может стать обеспечение безопасности медицинских данных, в силу слабого развития ИТ-культуры в медицинской сфере.

Однако, недостаточное финансирование рынка можно считать самым главным барьером для российского рынка mHealth. Мировой опыт показал, что развитие рынка mHealth возможно лишь при непосредственной поддержке плательщиков медицинских услуг. Страховые компании инвестируют средства в развитие технологий мобильной медицины для сокращения собственных издержек в долгосрочной перспективе. Но в России страховая медицина еще не готова к реализации подобных проектов, что оказывает существенное негативное воздействие на развитие мобильной медицины в нашей стране. Также, недостаточное государственное финансирование в модернизацию системы здравоохранения и медицинскую инфраструктуру осложняет развитие компаний mHealth в России.

Таким образом, несмотря на большое количество преимуществ mHealth, развитие рынка РФ все еще затруднено рядом факторов. Лишь взаимодействие всех заинтересованных сторон (государства, поставщиков медицинских услуг, страховых компаний, самих пациентов, технологических компаний и т.д.) сможет дать необходимый толчок для развития мобильной медицины в России.

2013: Рост на 15%

В 2013 г. объем мирового рынка технологий M2M для здравоохранения, по данным Infonetics, составил $533 млн, увеличившись на 15% по сравнению с предыдущим годом, а число установленных соединений достигло 44 млн, на 23% больше, чем в 2012 г.

Читайте также

Новые технологии в здравоохранении



Примечания