2015/02/17 12:02:55

Свободное программное обеспечение (СПО) в госсекторе России

Тема использования свободного программного обеспечения в госсекторе России имеет многолетнюю историю. После возобновления противостояния России и США в результате конфликта на Украине, данный вопрос приобрел первостепенную важность.

Содержание

Данная статья посвящена теме использования СПО в органах государственной власти России. Использование свободного ПО в других отраслях, в том числе в образовании рассматривается в статье Свободное ПО в России.

Регулирование программного обеспечения в госсекторе

Основная статья: Регулирование программного обеспечения в госсекторе

Зачем внедрять свободное ПО в госсекторе

Президент РАСПО Юлия Овчинникова так описывала преимущества внедрения свободного ПО в госсекторе (июнь 2012 г):

  • ПО с открытым кодом предоставит технологическую независимость, а это для ОГВ и силовых структур имеет первостепенное значение. Заказчик при этом не зависит от поставщика решений, так как ПО поставляется с исходным кодом, системой сборки и полной документацией.

  • обеспечит экономическую эффективность и развитие отечественной отрасли ИТ,

  • приведет к сокращению уровня пиратства.

История развития свободного ПО в госсекторе России

2015

Комитет Госдумы разрабатывает законопроект о преференциях СПО в госзакупках

Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем, действующая при Комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям, на своем заседании в сентябре 2015 года сообщила о том, что приступила к разработке законопроекта, который предоставил бы преимущества СПО перед проприетарными продуктами на закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

По задумке комиссии, в рамках таких закупок организации должны будут обосновывать необходимость проприетарного ПО при наличии СПО-аналога. Российское СПО при этом должно иметь приоритет по отношению к импортному, полагают идеологи проекта закона. Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Необходимость указанных мер связывается, в первую очередь, с потенциальными угрозами безопасности стратегических ИТ-систем при использовании проприетарных продуктов. Ответственный секретарь комиссии Андрей Черногоров, гендиректор Cognitive Technologies, в ходе заседания также подчеркнул возможный экономический эффект: по его данным, экономия для бюджета страны при использовании СПО может превышать 500 млрд руб. в год «даже по самым консервативным оценкам».

И. о. директора департамента развития отрасли ИТ Минкомсвязи Павел Анисимов на заседании напомнил, что принятый его ведомством план импортозамещения предполагает преференции отечественным разработчикам ПО на госзакупках в качестве меры поддержки. В данной части на уровне ФЗ уже были внесены изменения, и в дальнейшем Минкомсвязи внесет в правительство проект постановления, регламентирующего ведение реестра отечественного ПО и процедуру попадания в него, сказал он.

Представитель Минкомсвязи добавил, что механизм, заложенный в эти меры поддержки, возможно использовать и предполагается использовать применительно и к СПО.

Параллельно с преференциями СПО на закупках комиссия ГД предлагает также закрепить в законодательстве классификацию ПО на свободное и лицензионное, в соответствии со следующими определениями:

  • СПО – программное обеспечение, распространяемое на условиях свободного лицензионного договора, на основании которого пользователь получает право использовать программу в любых, не запрещенных законом целях; получать доступ к исходным текстам (кодам) программы как в целях ее изучения и адаптации, так и в целях переработки, распространять программу (бесплатно или за плату, по своему усмотрению), вносить изменения в программу (перерабатывать), и распространять экземпляры измененной (переработанной) программы с учетом возможных требований наследования лицензии;
  • Лицензионное ПО – это программное обеспечение, все возможности по использованию, модификации и распространении которого определяются для конкретного пользователя правообладателем.

Помимо этого, проект закона предусматривает изменения в законе о персональных данных 152-ФЗ, в части предоставления гарантий правообладателями лицензионного ПО и СПО пользователям безопасности их персональных данных при использовании этого ПО.

Идеологи законопроекта рассчитывают подготовить и внести его на рассмотрение в Госдуму в конце ноября - начале декабря 2015 года, а предварительный срок вступления закона в силу обозначают 1 января 2016 года.

Опрошенные TAdviser эксперты подвергли критике идею законопроекта как с точки зрения его целесообразности в целом, так и предлагаемые его инициаторами определения свободного и лицензионного ПО. Так, гендиректор «Альт Линукс» Алексей Смирнов в разговоре с TAdviser отметил, что исчерпывающие и грамотные определения СПО уже есть в ГОСТ Р 54593-2011 «Информационные технологии. Свободное программное обеспечение. Общие положения».

Заявку на ГОСТ готовил и подавал входящий в ГК «Ростех» «Сириус», который в то время был определен координатором по технологической платформе «Национальной программная платформа». При этом были использованы наработки, в том числе и «Альт Линукс», полученные при выполнении НИР по госзаказу. Кроме того, «Альт Линукс» выделяла экспертов для участия в этой работе, рассказывает Алексей Смирнов.

«К сожалению, авторы законопроекта мало знакомы с тематикой СПО и лицензирования и наивно делят ПО на «лицензионное» и «свободное», не понимая, что «свободные лицензии» тоже являются лицензиями со своими требованиями и ограничениями, и выделяются среди остальных лицензий определенным набором прав, предоставляемых лицензиату», - говорит он.

Гендиректор «Альт Линукс» добавил, что, «к сожалению, после принятия закона о преференциях отечественному ПО, стали одно за другим появляться предложения, пытающиеся размыть его». Так, недавно была озвучена идея приравнять к отечественному ПО «локализованное» зарубежное, теперь попытка разделить отечественное ПО в зависимости от бизнес-модели, которую использует разработчик, говорит он.

«Я думаю, что это тупиковый путь. Наоборот, нужна максимальная консолидация разработчиков отечественного как свободного, так и несвободного ПО. Именно такую позицию отстаивают ведущие ассоциации разработчиков АРПП «Отечественный софт» и РУССОФТ, которые, к сожалению, не были приглашены на обсуждение», - заявил он TAdviser. – Создается впечатление, что вместо того, чтобы поддерживать отечественных разработчиков (как свободного, так и несвободного ПО), перенаправляя государственные деньги с импорта лицензий на закупку созданных в России качественных и зрелых продуктов - кто-то хочет выделять государственные средства под обещание будущих разработок».

По мнению Смирнова, если действительно хочется поддержать СПО, то надо публиковать под свободной лицензией все результаты работ выполненных на государственные деньги. Не закупленные, а именно разработанные по заказу, подчеркивает он. Также необходимо поддержать участие отечественных разработчиков в ключевых международных проектах разработки СПО.

Дмитрий Комиссаров считает вредной идею предоставления СПО преференций на закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ

Схожего мнения о законопроекте придерживается Дмитрий Комиссаров, гендиректор компании «Новые облачные технологии».

«На мой взгляд, недобросовестные эксперты ввели в заблуждение депутатов. Есть определения в ГОСТе про СПО, а предложен просто юридический бред. В предложениях не учитывается, что любое ПО подходит под лицензионное, не говоря уже о том, что стране не нужно абстрактное СПО, как предлагается, а нужны продукты, которые могут поддерживать и разрабатывать российские компании, а вопрос лицензии вторичен», - считает он.

Что касается преференций СПО на закупках, это, по мнению Комиссарова, «вредная идея». Закон уже установил преференции российскому софту, который может быть и СПО, и проприетарным, а инициаторы законопроекта предлагают дать преференции перед, например «1С», просто скачанной из интернета СПО-бухгалтерии, поясняет гендиректор «Новые облачные технологии».

Мнение коллег по рынку разделяет президент НТЦ РОСА Владимир Рубанов: по его мнению, в ГОСТ содержится более грамотное определение СПО. Инициаторы законопроекта предлагают определения, корректные для «дикого СПО», полагает он. Под последним имеется в виду совместная разработка базовых технологий мировым сообществом, когда затраты делятся между многими участниками, а результат одинаково принадлежит всем. На основе такого ПО затем делаются реальные, порой конкурирующие между собой продукты под собственными брендами (добавляются фирменные функции, исправляются ошибки и т.п.), поэтому нужно четко разделять «дикое СПО» и продукты конкретных производителей на его основе.

«Для конечных заказчиков, в том числе для государства, «дикое СПО» бесполезно без создания локальной экспертизы в лице местных вендоров или ведомственных центров компетенции. За каждым продуктом для серьезного применения должно стоять юридическое лицо с техническим персоналом в штате, которое за него «отвечает», аккумулирует экспертизу и наилучшие практики, может развивать и поддерживать», - говорит Рубанов.

С точки зрения же технологической независимости, главным фактором, по мнению президента РОСА, является степень контроля Россией того или иного программного продукта, в том числе легитимные права и реальные возможности модифицировать и распространять доработанные версии.

Юридические аспекты критериев «российскости» ПО прописаны в недавно принятых поправках в законы о реестре отечественного ПО. К ним, по мнению Владимира Рубанова, нужно добавить необходимость наличия внутри страны для каждого российского продукта «триады технологической независимости»: полный исходный код, средства его разработки и третье – локальные специалисты, разбирающиеся в первых двух пунктах. При этом технологически независимые продукты помимо кода, написанного российскими программистами, могут включать в себя заимствованные СПО-компоненты, но это вторичный фактор, резюмирует он.

Пересмотр плана перехода госорганов на СПО

В феврале 2015 года Минкомсвязи решило отложить обязательный перевод ИТ-систем органов федеральной власти на СПО[1]. В письме, отправленном главой Минкомсвязи России Николаем Никифоровым депутату фракции «Единая Россия» Илье Костунову в ответ на соответствующий запрос говорится, что решение о переходе российских федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного ПО будет приниматься в каждом конкретном случае.

Из письма следует, что вместо внедрения СПО в обязательном порядке и без учета экономических последствий внедрения (метод «сверху вниз»), будет применяться подход, при котором обоснованное решение об использовании СПО принимается на местах в каждом конкретном случае (метод «снизу вверх»)». Это решение, как сказано в министерском ответе, было принято после ряда совещаний с экспертами отрасли информационных технологий о перспективах государственной поддержки свободного программного обеспечения, которые проходили в Минкомсвязи России в течение 2014 г.

«Для реализации нового подхода и для обеспечения дальнейшего перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование СПО готовятся изменения в План, а также изменения в нормативную правовую документацию, включая разработку методических рекомендаций к порядку использования СПО при создании государственных информационных систем», — добавили в Минкомсвязи.

Как пояснили в ведомстве, поэтапное внедрение СПО связано со спецификой стандартизированных решений и сложностью переноса данных из ранее использовавшихся информационных систем органов государственной власти в автоматизированные информационные системы на базе СПО.

Гранты для миграции на свободное ПО

В феврале 2015 года на конференции разработчиков свободной СУБД PostgreSQL Минкомсвязи сообщило о планах финансово поддержать миграцию российских госорганов на свободное ПО[2].

«Мы будем поддерживать грантами НИР (научно-исследовательские работы - прим. CNews), которые позволят осуществлять переход на СПО», - сказал министр связи Николай Никифоров.

Он пояснил, что речь идет о выделении средств ориентировочно в сумме 3 млрд руб. в год на поддержку критических направлений импортозамещения в рамках соответствующей правительственной программы. Эта сумма, по мнению министра, позволит «создать определенный задел по критичным видам ПО, создать достаточное количество рабочих мест для людей, которые будут решать задачу импортозамещения фулл-тайм».

Предложение Минкомсвязи носит предварительный характер и на момент сообщения об этом находится в стадии проработки и согласования в Минпромторге и Минфине, добавил Никифоров.

Всероссийское совещание о переходе на свободное ПО

Минкомсвязи, Минэкономразвития и Федеральное казначейство решили провести рабочее совещание с регионами по вопросам использования свободного програмного обеспечения. По информации TAdviser, оно должно состояться до 1 апреля 2015 года. Как правило, подобные мероприятия проводятся с участием всех 85 субъектов РФ в формате видеоконференций.

Решение о проведении совещания было принято по итогам заседания правительственной подкомиссии по ИТ, прошедшей под председательством министра связи Николая Никифорова в феврале 2015 года.

В Минкомсвязи заявили TAdviser, что по состоянию на середину февраля ведется подготовка к совещанию и составляется список вопросов. «Использование СПО в субъектах приветствуется», - добавил представитель министерства.

В Минэкономразвития также сообщили TAdviser, что поддерживают использование СПО при разработке информационных систем органами госвласти. Большинство информационных систем, разработанных в рамках госконтрактов самого Минэкономразвития, основываются на базе СПО, говорит его представитель.

Минкомсвязи, Минэкономразвития и Федеральное казначейство проведут совещание по вопросам использования свободного ПО в субъектах РФ

В департаменте ИТ Москвы (ДИТ) поделились с TAdviser мнением, что на федеральном уровне было бы интересно обсудить вопрос распределения ответственности за сбои ПО с открытым кодом. В случае с проприетарными решениями всегда понятно, куда обращаться и с кем вести диалог, добавляют в ДИТ.

По мнению представителей департамента, не лишним было бы провести и анализ международной практики, например, причин провала эксперимента с СПО в Мюнхене. Кроме того, в свете тенденции к импортозамещению стоит непростой вопрос и о степени отечественности свободного ПО: по каким критериям оно будет относиться к иностранному или отечественному, добавили в ДИТ.

Говоря о позиции Москвы относительно перехода на СПО в ДИТ заявили, что город поддержит такой переход, но только в случае, если эти решения будут обеспечивать стабильную работу, так как речь идет о социально значимых и инфраструктурных системах. Также важно, чтобы СПО обходилось не дороже проприетарных решений.

«Известно, что в случае с открытым программным обеспечением первоначальное внедрение стоит дешевле, но стоимость обслуживания может зашкаливать. Хотя в Москве на СПО реализованы такие масштабные проекты как Единая медицинская информационно-аналитическая система (компьютеры врачей работают на Linux), задача перейти на СПО любой ценой перед нами не стоит», - отметили в ДИТ Москвы.

Министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Артур Контрабаев говорит, что его регион прорабатывает стратегию, какое ПО можно заменить на свободное: «Часть уже используем, но хотим, конечно, больше, особенно в связи с ростом цен на проприетарное ПО».

На федеральном уровне он также хотел бы обсудить централизацию лицензионных контрактов, поскольку, «чем они крупнее, тем дешевле ПО».

Первый заместитель министра информационных технологий и связи Челябинской области Игорь Фетисов заявил TAdviser, что в части подведомственных учреждений органов исполнительной власти его региона уже используется СПО: к примеру, в лечебных учреждениях регионального Минздрава. Однако, полному внедрению проекта мешает отсутствие «государственной» сборки ПО, а также необходимость его сертификации ФСТЭК и ФСБ для работы в органах государственной власти, говорит он. При этом речь идет не только об общесистемном ПО, но и офисных приложениях: имеющиеся в свободном доступе ресурсы, такие как OpenOffice и LibreOffice, к сожалению, не в полной мере адаптированы к работе с документами в органах государственной власти: в них не развиты механизмы общей работы с данными, инструменты печати и т.д., говорит он

Игорь Фетисов добавил, что министерство на постоянной основе прорабатывает возможность внедрения СПО в органах власти региона. Тем не менее, региону необходима поддержка федерального центра, поскольку создание «государственной» ОС и офисного пакета на открытых началах потребует выделения дополнительных бюджетных затрат.

По мнению чиновника, наиболее актуальными вопросами для обсуждения на федеральном уровне стали бы создание «государственной» ОС и офисного пакета - это «первичные и самые приоритетные задачи». Дальнейшее развитие, по мнению министра, должно коснутся баз данных и замены специализированного платного ПО (системы проектирования, клиентские приложения, серверные и облачные решения).

СПО вошло в приоритеты развития ИКТ в госорганах

Весной 2015 года Минкомсвязи подготовило проект постановления правительства, согласно которому в число приоритетных направлений развития ИКТ в госорганах вошло обеспечение технологической независимости и информационной безопасности при использовании ими ИКТ, в том числе - за счет отечественных технологий и свободного ПО. Подробнее по ссылке.

2014: Цели и задачи

В конце 2014 года Минкомсвязи на своем официальном сайте разместило текст о преимуществах использования свободного ПО для госсектора. Первым из них ведомство называет дешевизну и антикоррупционность. СПО не требует лицензионных выплат за каждый установленный экземпляр программы. Государство может провести открытый конкурс, однократно заплатить фирме-разработчику за поставку программного обеспечения и затем тиражировать его без ограничений. Таким образом, для обычных пользователей оно будет практически бесплатным.

Во-вторых, СПО более безопасно. Многие проприетарные приложения от известных производителей содержат недокументированные функции, что является потенциальной угрозой. Доступ к исходным кодам программы дает возможность контролировать этот аспект.

В-третьих, СПО легко адаптируется: большое количество доступных свободных приложений позволяет приспосабливать их под конкретные нужды пользователей и создавать на их основе новые необходимые программы.

В-четвертых, использование СПО учитывает национальные интересы. Несмотря на то, что создание свободных программ неотделимо от мирового сообщества разработчиков, сервисные услуги по их адаптации, внедрению, поддержке и развитию, оказывают, как правило, национальные фирмы, что более выгодно государству и обществу.

Целями использования СПО является повышение независимости государственных организаций от иностранных поставщиков проприетарного ПО, расширение возможности контроля и самостоятельного развития программных решений, получение экономических преимуществ от внедрения и использования решений на базе СПО.

Использование СПО, по мнению Минкомсвязи, позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение импортозамещения проприетарных компонентов информационных систем, снижение зависимости от монополистов;
  • стимулирование развития отечественной отрасли разработки программ для ЭВМ;
  • расширение возможности участия отечественных разработчиков в выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд, обеспечивая дополнительные инвестиции в развитие отечественного производителя;
  • обеспечение высокого уровня технологической независимости;
  • уменьшение числа нарушений, связанных с правовой защитой программ для ЭВМ.

2012: Нерешенные вопросы тормозят внедрение СПО

В июне 2012 года Дмитрий Фишелев, исполнительный директор ПингВин Софтвер` отмечал, что при внедрении СПО остается ряд нерешенных вопросов:

  • кому продукт принадлежит (если, например, заказчик — госорганизация — не оформила права на его владение);

  • не ясны условия доступа для коммерческих организаций к такому ПО (если разработка профинансирована из госбюджета);

  • отсутствует законодательная база на юридическое оформление использования бесплатных продуктов, которые невозможно поставить на баланс, в результате чего возникают проблемы с налоговиками, правоохранительными органами и пр. Правда, отметил он, этот вопрос находится на рассмотрении в Правительстве РФ в связи с поручением, данным предыдущим Президентом России.

Президент РАСПО Юлия Овчинникова тогда же приводила ряд проблем, препятствующих внедрению СПО:

  • дефицит ИТ-кадров и региональной инфраструктуры поддержки СПО,
  • сложности в оценке экономической эффективности ИТ-проектов,
  • преобладание проприетарного ПО в информационном поле,
  • нерешенная проблема с драйверами.

2010: План Путина по переходу на свободное ПО

27 декабря 2010 г. стало известно, что премьер-министр Владимир Путин подписал документ, в котором описан график перехода властных структур на свободное ПО (СПО).

Документ называется «План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения» и освещает период с 2011 до 2015 г. Подписанный Путиным и опубликованный на сайте правительства нынешний текст распоряжения был передан Минкомсвязи на утверждение в правительство в ноябре 2010 г.

Заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух рассказал CNews, что документ предусматривает полный переход федеральных властей и бюджетников на свободное ПО. План занимает 17 страниц, скачать его можно здесь (идея сохранить документ об СПО в формате .doc принадлежит аппарату правительства РФ).

К III кварталу 2011 г. должны быть утверждены спецификации форматов данных, которые будут поддерживаться свободным ПО. К тому же сроку согласно плану будут разработаны изменения инструкции по учету нематериальных активов. Этот пункт программы должен решить застарелую проблему бухгалтерского учета как бесплатного проприетарного, так и свободного ПО, не имеющих собственной стоимости.

Апробация базового пакета СПО в пилотных учреждениях должна начаться во II квартале 2012 г. Внедрение пакета свободного ПО в органах власти и бюджетных учреждениях должно быть завершено к III кварталу 2014 г.

Одним из интереснейших пунктов плана стало упоминание о национальном репозитории, который должен быть создан ко II кварталу 2012 г. Замминистра связи Илья Массух пояснил, что в документе имеется в виду «не столько сборочный репозиторий дистрибутива Linux, сколько магазин приложений, подобный App Store, но для свободных операционных систем».

Создатель репозитория будет выбран либо постановлением правительства, либо на конкурсной основе, пояснил Илья Массух.

Одним из старейших репозиториев СПО в России, Sisyphus, владеет разработчик одноименного дистрибутива компания «Альт Линукс». По мнению ее гендиректора Алексея Смирнова, знакомого с планом перехода органов власти на СПО, речь не идет о том, чтобы придать Sisyphus статус национального, а о том, чтобы его максимально использовать. В 2010 г. Sisyphus исполнилось 10 лет, число пакетов в нем превышает 10 тыс.

Интересно, что в качестве технологической базы создания федерального репозитория в тексте документа упомянут Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ, ogic.ru), у которого был шанс стать единым российским порталом государственных услуг. Однако, в начале 2009 г. проект был передан из ведения НИИ «Восход» в «Ростелеком», и новый вариант всероссийского сайта госуслуг в декабре 2009 г. был запущен по адресу gosuslugi.ru.

Тем не менее, технический ресурс база и наработки, полученные при постройке ОГИЦ, будут использованы для создания «национального магазина СПО», заверил CNews Илья Массух.

2009: Подготовка плана перехода органов госвласти на СПО

В течение 2008-2009 гг. различные федеральные и региональные ведомства начинают заказывать решения на базе свободного программного обеспечения для собственных нужд (преимущественно портальные и образовательные решения).

По заказу Минздравсоцразвития РФ и ФАИТ РФ разработана Федеральная типовая медицинская информационная система для лечебно-профилактических учреждений на базе СПО (разработчик КОРУС Консалтинг). В 2009 г. реализуются пилотные проекты по внедрению системы в трех регионах РФ. По заказу Минэкономразвития России ЛАНИТ разрабатывает портал и реестр государственных услуг на базе СПО. Решение выкладывается в открытый доступ и начинает использоваться различными регионами.

В апреле 2009 г. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разрабатывает и публикует следующие документы:

  • проект приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях"

  • проект Плана перехода органов государственной власти (ОГВ) и бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения.

2007-2008: Новые поставщики и первые конкурсы Минкомсвязи

Более широкое использование Linux-систем в госсекторе и появившиеся перспективы масштабных государственных проектов в этой сфере закономерно приводят к более активной сертификации программно-аппаратных решений на базе СПО.

В 2007-2008 гг. сертификаты ФСТЭК получают Red Hat Enterprise Linux AS на всех серверных платформах IBM, ALT Linux 4.0 Server Edition и ALT Linux 4.0 Desktop Professional, ряд продуктов Mandriva (Mandriva PowerPack+, Corporate Server, Corporate Desktop, Mandriva Flash) в 2009 г. проходит сертификацию решение Open Referent on Software United, включающее Red Hat Enterprise Linux 5.2, платформу совместной работы IBM Lotus Domino 8.0.1, систему контроля исполнительной дисциплины Сервер Open Referent 3.1.4.

В этот период своеобразного бума внедрений СПО-решений в бюджетной сфере на российском рынке Linux-систем появляются новые игроки. Так, Информзащита создает на базе Linux-Online компанию TrustVerse и выпускает защищенные дистрибутивы для ПК и рабочих станций TrustVerse Linux XP Desktop 2008 Home Edition и Enterprise Edition. Свое представительство в России открывает норвежский системный интегратор Freecode, разрабатывающий интегрированные решения по информационной безопасности, IP-телефонии, системам электронной почты и SMS на базе СПО и проприетарного ПО. Осенью 2008 г. НПО Сеть представляет геоинформационную систему Геодизайнер, которая работает на платформе Linux с использованием СУБД PostgreSQL. Корпорация Парус выпускает под открытой лицензией платформу Торнадо для смешанных систем на базе Windows и GNU/Linux, появляются и другие российские проекты разработки свободно распространяемых специализированных систем для бизнеса и обычных пользователей.

В 2007 г. в Мининформсвязи начали разрабатывать «Концепцию развития разработки и использования свободного программного обеспечения в РФ», которая была опубликована весной 2008 г. Однако, последовавшая вскоре отставка министра Леонида Реймана и назначение на его должность Игоря Щеголева повлекли пересмотр концепции.

Несмотря на это, весной 2008 г., за несколько дней до передачи власти Дмитрию Медведеву, Владимир Путин, еще будучи президентом России, упомянул план миграции на СПО федеральных учреждений в списке своих поручений правительству, таким образом, поставив эту задачу самому себе.

В ноябре 2008 г. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ проводит 3 конкурса по теме свободного программного обеспечения:

1. Создание программно-технического комплекса для экспериментального апробирования использования программных продуктов с открытыми кодами для реализации оказания государственных услуг на ОГИЦ (работы выполняет ФГУП МНИИ Интеграл, соисполнитель ALT Linux)

2. Исследование вопросов перехода органов государственной власти на использование ПО с открытыми кодами и разработка детализированных предложений по последовательности их действий по реализации этого перехода на период 2009-2011 гг. (работы выполняет ООО Парк Медиа Консалтинг)

3. Разработка предложений по созданию единой технологической платформы для разработки автоматизированных информационных систем государственного управления на базе СПО (работы выполняет КОРУС Консалтинг, соисполнитель ГНУ/Линуксцентр (Мезон.Ру).)

2005-2006: Пилотные внедрения

  • В 2005-2006 году компания Linux Ink проводила работы по пилотному внедрению СПО в администрации Новогродской области.

  • КОРУС Консалтинг в 2008 г. осуществляет проекты по обследованию информационной системы на предмет возможности применения СПО, разработке методики миграции на СПО и пилотные внедрения в Администрации Калининградской области, в Правительстве Нижегородской области, в Администрации Воронежской области. В Администрации Волгоградской области проводится пилотное внедрение Red Hat Linux.

  • Компания ALT Linux осуществляет миграцию на формат ODF (OpenOffice.org) районной и муниципальной администраций, средних образовательных учреждений и медицинских учреждений города Алексин Тульской области.

  • ГНУ/Линуксцентр (Мезон.Ру) внедряет пакет Mandriva Linux PowerPack в Правительстве Московской области и Министерстве финансов Республики Саха (Якутии) и осуществляет полный переход с Windows на Mandriva Linux в Администрации Черниговского муниципального района Приморского края (первая в РФ полномасштабная миграция всей ИТ-инфраструктуры исполнительного органа государственной власти на Linux).

Примечания