Сервисы интеллектуальной транспортной системы
В русле идеи сервисной транспортной платформы реализуются различные сервисы, предназначенные для организации легкого предоставления корпоративным потребителям пр подключении к платформе.
Например, осенью 2021 г. в ходе форума «Транспортная неделя 2021» был анонсирован запуск нового суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».
Он включает: безбумажное оформление транспортных накладных и путевых листов, специальных разрешений на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства и перевозку опасных грузов, резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска Российской Федерации, реестры данных о перевозчиках, водителях, транспортных средствах, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки и прочие данные, необходимых для оформления перевозочных документов в безбумажном, в том числе машиночитаемом виде, формирование цифрового профиля перевозки с информированием пользователя и уполномоченных органов о ходе и результате выполнения перевозки.
Системы и сервисы метеорологических данных
Системы эко-мониторинга – это направление, которое быстро развивается, в том числе, в русле цифровизации транспортных систем, отмечает Вячеслав Лукин.
Несмотря на то, что эко-мониторинг напрямую не связан с ИТС, данные по качеству воздуха являются одним из драйверов для принятия решений в рамках системы ИТС,- поясняет эксперт.- В Европе проекты по адаптивному изменению транспортных потоков на основе данных об уровне загрязнения воздуха на том или ином участке дороги уже пилотируют. Думаю, что и в России скоро появятся такие решения. |
Проект метеомониторинга Green Inter Traffic на трассе Е18
Цифровые метеосервисы предоставляются на базе комбинированной сети автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС) и метеорологических радаров и реализуются как комплексное решение, включающее интернет-телефонию, видеосвязь, чаты и мессенджеры, интерфейсы для совместной работы с метеорологическими данными и другие инструменты коммуникаций, рассказывает Юлия Варлей, региональный менеджер компании Vaisala в РФ.
Среди российских решений метеомониторинга можно упомянуть:
- АИИС «МетеоТрасса» компании «ИРАМ». Предназначена для сбора, обработки, хранения и передачи данных о фактических и прогнозируемых метеорологических параметрах, необходимых для обеспечения функционирования других подсистем (сервисов) ИТС, содержания автомобильных дорог и предоставления потребителям необходимых метеоданных.
- Региональная Автоматизированная Система Метеорологического Обеспечения (АСМО) компании «ИТС-Сибирь». Включает группировку автоматических дорожных метеостанций (АДМС) МетеоR, расположенных на дорожной сети и специального ПО, установленного на сервере пункта управления дорожным комплексом. Это ПО интерпретирует и визуализирует данные с метеостанций, формируя прогнозы погодных и дорожных явлений на глубину до 6 суток, а также включает систему учета интенсивности движения и комплекс измерения температуры грунтов тела дорожной насыпи. Поставщик АСМО рекомендует включать в состав АСМО посты видеонаблюдения и посты учета интенсивности движения (ПУИД).
Дорожная метеостанция
- Автоматический дорожный метеокомплекс «ИНЕЙ» компании «ТРАССКОМ». Обеспечивает комплексное решение для усовершенствования зимнего содержания дорог. Встроенный Ethernet-маршрутизатор и маршрутизатор сотовой связи 3G/4G обеспечивают удаленный доступ к АДМК «ИНЕЙ» и помогают поддерживать непрерывную передачу данных в центр ситуационного управления. Блок обработки данных АДМК «ИНЕЙ» содержит ряд сложных алгоритмов, которые на основе данных датчиков выполняют уточненный анализ состояния дорожного покрытия, включая расчет коэффициента сцепления, концентрации противогололедного реагента, температуры замерзания отложений на поверхности дорожного полотна и т.д.
Структура системы «ИНЕЙ» компании «ТРАССКОМ»
В настоящее время в стране идет создание Единой цифровой системы метеорологического обеспечения (ЕЦСМО). Ее задача - мониторинг метеорологических условий и состояния поверхности дорог, сбор и контроль данных дорожных метеостанций, дистанционный контроль технического состояния метеостанций, ведение базы данных. В частности, предполагается решение следующих задач:
- Прогноз зимней скользкости. Выполняется для определения необходимости проведения работ по предупреждению зимней скользкости на конкретных участках дорог. Прогноз рассчитывается каждые 10 минут на 4 часа вперед для точек установки дорожных метеостанций.
- Прогноз количества осадков. Выполняется по данным сети метеорологических радиолокаторов с целью прогнозирования количества выпадающих осадков на конкретных участках дороги.
- Подготовка рекомендаций по количеству внесения реагента. Выполняется по данным о фактических и прогнозируемым метеоусловиях для конкретного типа реагента.
- Прием данных от прогностических центров – для формирования метеорологических прогнозов на 1-3 суток по зоне ответственности ИТС.
- Расчет статистических характеристик: число переходов температуры через 00, сумма твердых осадков и т. п.
Кроме того, идет формирование единой цифровой системы метеорологического обеспечения на международных транспортных коридорах России (ЕЦСМО МТК).
Аналитические транспортные сервисы
Департамент транспорта Москвы: сервисы для города на основе больших данных
Транспортный комплекс Москвы накапливает в своих хранилищах огромные объемы данных. Для того чтобы извлекать из них ценные знания создан специальный Инновационный центр «Безопасный транспорт».
Мы создаем не только Smart City, но и Data-driven City,- подчеркивает Николай Кустов, заместитель руководителя Инновационного центра «Безопасный транспорт» департамента транспорта Москвы. |
Это означает создание различных цифровых сервисов, ориентированных на жителей города.
Так, отвечая на появление специальных требований социальной дистанции в связи с пандемией, центр выпустил сервис загруженности перемещений в метро: процесс построения маршрута сопровождается сведениями о загруженности станций метро, как в текущий момент, так и в течение всего дня. Точность соответствующей модели достигает 90%.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Сервис отображения загруженности наземного транспорта умеет предсказывать количество людей, которые находятся в конкретном автобусе или маршрутном такси, который подходит к остановке. Для работы модели используется вся совокупность данных о поездках пассажирах на всех видах наземного общественного транспорта, она работает с точностью 85%.
Оценить загруженность платной уличной парковки в точке прибытия помогает еще один сервис: в ходе планирования маршрута поездки можно видеть загруженность конкретного парковочного кармана в момент прибытия в эту точку.
А для тех пассажиров, кто дал согласие на коммуникации с департаментом транспорта, имеется специальный сервис персональных коммуникаций. Он предполагает персональное оповещение человека обо всех событиях, которые могут повлиять его продвижению по привычному маршруту – пробки, дорожные работы и т.д.
Специальная прогнозная модель выбирает только тех пользователей, которых, скорее всего, затронет событие, и предупредительное оповещение будет отправлено только им,- поясняет Николай КУстов. |
Казань: цифровой сервис контроля благоустройства и состояния дорожной инфраструктуры
Компания «Ростелеком» приступила к внедрению программно-аппаратного комплекса CitySoft компании «Автодория» с целью реализации цифрового сервиса, который в автоматическом режиме будет определять потребность в уборке дорог от снега, наледи и грязи, фиксировать проезды уборочной техники и качество проведенных работ. В частности, программное решение способно обнаружить отсутствие дорожной разметки, проблемы с освещением, препятствия для работы городских служб, акты вандализма и другие события, которые могут повлиять на безопасность участников дорожного движения.
Использование технологий искусственного интеллекта позволяет зафиксировать малейшее изменение на дорогах или вокруг них: рост снежного покрова или порчу ограждения, отсутствие внешнего освещения или дорожной разметки. Сбор и анализ этих данных помогут администрации Казани принимать своевременные меры и эффективно контролировать работу подрядчиков,— подчеркнул Игорь Зимин, вице-президент «Ростелекома» по прикладным проектам. |
Для сбора первичных данных, которые стекаются в центр управления CitySoft, мобильные устройства с видеокамерами размещаются на общественном и специальном транспорте. Таким образом обеспечивается максимальный охват наиболее значимых дорожных магистралей города и регулярный сбор данных с минимальными промежутками времени.
Подмосковье: система мониторинга усталости водителей такси
В конце января нынешнего года Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области объявило о запуске в эксплуатацию системы мониторинга усталости водителей такси. Первым ее внедрила компания «Ситимобил».
Решение работает следующим образом. В салоне автомобиля устанавливаются две видеокамеры, которые ведут наблюдение за дорогой и за водителем. Система видеоаналитики, разработанная компанией VisionLabs, на основании получаемых данных способна отслеживать ряд событий, включая уровень усталости водителя, использование ремня безопасности, курение в салоне, разговоры по телефону, а также отвлечение от вождения. Имеющиеся данные позволяют также делать оперативные выводы о манере вождения водителя, а также и предупреждать об опасных сближениях и маневрах во время поездки.
При фиксировании нарушения система подает звуковой сигнал, а все происходящее сохраняется в видеоархиве для дальнейшего «разбора полетов».
Москва: сервис ПРОдвижение
Сервис предоставляет тепловую карту исторических поездок на такси, каршеринге и самокатах (кикшеринг), используя обезличенные данные агрегаторов и операторов о местоположении машины и статусе заказов. Можно увидеть распределение по Москве поездок на такси, каршеринге или самокатах, совершенных за выбранный период времени.
Тепловая карта каршеринга за выбранный период времени
Андрей Черемных, руководитель рабочей группы по цифровизации пассажирских перевозок Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», отмечает, что бурный рост микромобильности, кикшеринга – это тенденция 2021 года, к которой многие регионы оказались не очень готовы.
Сегодня уже очевидно, что данный вид мобильности становится нормальной частью многих городов, и кикшеринг должен становиться частью транспортной инфраструктуры. Нужно предлагать рынку удобные средства пользования и оплаты, это будет востребовано. |
В ЦОДД Москвы отмечают, что добавление данных операторов кикшеринга в сервис ПРОдвижение позволит оперативно выявлять новые зоны, где ранее не были доступны операторы кикшеринга, корректировать маршруты транспорта, чтобы закрыть поездки «последней мили» даже в непогоду, сделать поездки на самых популярных маршрутах более безопасными и комфортными.
В департаменте транспорта Москвы уточнили, что сервис не использует персональные данные пользователей кикшеринга, а точки начала и окончания поездки агрегированы по сегментам, чтобы нельзя было увидеть и полностью отследить определенную поездку.
Пензенская область: система глубокой аналитики причин ДТП
Основная цель внедрения автоматизированной системы обеспечения безопасности дорожного движения в Пензенской области, которую разработала компания «АйТи Софт» на базе продукта «Форсайт. Аналитическая платформа»,- снизить количество и тяжесть последствий ДТП в Пензенской области благодаря глубокому автоматизированному анализу их причин. В системе собираются и постоянно актуализируются данные о состоянии дорог, а также сведения о ДТП во всех районах Пензенской области. Это позволяет оперативно выявлять места концентрации ДТП по заданным параметрам: период времени, территория, виды ДТП.
Инструментарий платформы позволяет в оперативном режиме выявлять тенденции в области безопасности дорожного движения, ранжировать места концентрации ДТП по заданным показателям, а также обеспечивает информационное взаимодействие всех участников процесса ОБДД. Кроме того, на основании анализа данных формируются различные группы мероприятий, нацеленных на снижение количества и тяжести последствий ДТП: организационные, информационные, образовательные и воспитательные, инженерно-технические, строительно-дорожные, эксплуатационные.
Новая система обеспечивает полную информационную поддержку цикла непрерывного повышения уровня БДД, объединяет всех участников процесса обеспечения БДД, в том числе владельцев автодорог, Росстат, ГИБДД, исполнительные органы государственной власти,– комментирует Александр Маркин, начальник отдела программного сопровождения Ситуационного центра Губернатора Пензенской области. |
По его оценкам, за первые 11 месяцев использования системы мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения в регионе позволили сократить количество погибших в ДТП на 50 человек и снизить экономический ущерб от ДТП на сумму более 850 млн. руб.
Платежные сервисы
Андрей Черемных полагает, что в ближайшие полгода появятся полноценные массовые решения, которые позволят спланировать маршрут в соответствии с актуальной информацией о пробках, местоположении транспорта, планируемом времени прибытия. И на все виды модальности можно будет оформить билет.
Это касается общественного городского транспорта, пригородных перевозок, сегментов такси, микромобильности, совместных поездок и т. д.,- подчеркивает эксперт и отмечает, что в создании подобных систем сегодня участвует целый ряд компаний, которые реализуют в своих разработках собственные идеи. |
Например, в декабре 2021 г. Северо-Западный банк Сбербанка совместно с компанией «Сбертройка» запустил в Сосновом Бору Ленинградской области единую билетную систему на базе карты «Тройка». Единая система позволяет свободно перемещаться как внутри региона, так и за его пределами, осуществляя пересадки между различными видами общественного транспорта. Оплатить проезд пассажиры могут банковской или транспортной картой, а также картой «Тройка», просто приложив к терминалу, который находится у водителя.
Инновационный центр «Безопасный транспорт» департамента транспорта Москвы занимается развитием мобильного MaaS-приложения «Московский транспорт», которое обеспечивает доступ ко всем видам городской мобильности, включая такси, каршеринг, самокаты.
Совсем скоро в нем появится возможность оплатить поездку из одной точки города в другую с использованием метро, наземного транспорта и даже, возможно, каршерингового автомобиля,- рассказывает Николай Кустов, замруководителя Инновационного центра «Безопасный транспорт» департамента транспорта Москвы. |
В конце прошлого года в Твери, Перми и Таганроге началось тестирование нового сервиса оплаты проезда в общественном транспорте с помощью мобильного приложения. Сервис «умной оплаты» через мобильное приложение реализован компанией «Датапакс».
Пассажирам не нужно прикладывать смартфоны или транспортные карты к валидаторам. Они могут просто зайти в транспорт, открыть приложение и оплатить проезд с любого удобного места. Само приложение, взаимодействуя со специальным датчиком в салоне транспортного средства, определит, на каком остановочном пункте пассажир зашел в салон, и какова стоимость проезда. А при оплате проезда с зональной тарификацией пассажиру необходимо выбрать конечную остановку и стоимость проезда рассчитается автоматически.
Такой цифровой сервис полностью обеспечивает оплату без участия дополнительного персонала - водителя или кондуктора. Пилотные испытания показали, что время посадки при таком способе оплаты сокращается на 30%, а значит, при массовом использовании сервиса, сокращается и общее время в пути, - пояснили в компании «Датапакс». |
Заместитель министра транспорта России, председатель набсовета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Кирилл Богданов отметил, что внедрение такого сервиса позволит достичь одной из важных целей стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли – максимального расширения возможности безналичной оплаты и формирования «зеленых цифровых коридоров», повышающих комфорт, безопасность и скорость проезда на общественном транспорте.
Платежные сервисы интегрированной мобильности – это перспективное, хотя и недалекое будущее. Оно реализуется, полагает Андрей Черемных, в виде некоторой комбинации всех возможных транспортных сервисов, и пассажир будет выбирать среди них те, которые ему удобнее и комфортнее.
Очень важно, чтобы удалось преодолеть некоторые административные барьеры, обеспечить возможность недискриминационного доступа к системам оплаты проезда, которые используются в регионах,- подчеркивает эксперт. |
По всей видимости, это означает появление новых классов тарифов, которые будут объединять различные виды мобильности. Первые проявления этой тенденции мы уже видим в форме объединения пригородных перевозок и городского общественного транспорта.
Затем может добавляться микромобильность, а также такси. И такие сервисы будут стимулировать граждан использовать не только личный автомобиль, но и удобно комбинировать, например, личный транспорт с последующей поездкой на общественном транспорте,- рассказывает Андрей Черемных. |
Для практической реализации такой бесшовности транспортных сервисов потребуется, в частности, сквозная интеграция навигационных сервисов: если человек вышел из автомобиля и продолжил свой путь, то мобильное приложение будет подхватывать данные геопозиционирования и продолжать поддерживать маршрут без дополнительных действий в приложениях.
Одним из важных перспективных видов мобильности Андрей Черемных считает совместные поездки:
Это важно, с точки зрения платформенного решения. И здесь точно требуется работа совместная с Минтрансом в части того, чтобы сделать такие поездки безопасными и прозрачными. Ведь и водитель и пассажир должны понимать, какую ответственность они несут. Сервис должен быть максимально прозрачен для надзорных органов региона. |
Свой путь в будущее интегрированных платежных сервисов предложила компания «Золотая Корона», разработчик системы «Электронный проездной». Она запустила проект «Транспортный роуминг», который направлен на создание федеральной платформы автоматизации оплаты проезда, работающей по единым стандартам.
«Транспортный роуминг» решает проблему интеграции действующих обособленно систем оплаты проезда в единую экосистему: чтобы проехать в общественном транспорте другого региона не потребуется приобретать дополнительную (гостевую) транспортную карту, можно воспользоваться той, которая уже действует. При этом оплата проезда осуществляется по тарифам и с применением скидок того региона, где фактически осуществляется проезд.
Российские платформы для организации безналичных расчетов на транспорте «Удобный маршрут» и «Электронный проездной» объявили о взаимной интеграции систем на основе «Транспортного роуминга». Реализация проекта позволит организовать единую экосистему обслуживания транспортных карт, выпущенных в 62 регионах РФ.
Система «Электронный проездной» работает по технологии «Открытость», а это значит, полностью готова к бесшовной интеграции с любыми действующими системами,- рассказывает Александр Гришин, руководитель продуктовой линии «Транспортная карта» компании «Золотая Корона».- Наш проект «Транспортный роуминг» создает предпосылки для реализации «зеленого цифрового коридора пассажира» и «единого платежного документа» без замены действующих систем и без снижения безопасности расчетов. |
Платные дороги
Сегодня в стране реализуется ряд региональных концессионных проектов, софинансируемых Федеральным дорожным агентством, рассказали участники Круглого стола «Платная дорожная инфраструктура в России: текущий статус и перспективы развития», который состоялся в рамках казанского форума Digital Week–2021 в сентябре 2021 г. В числе таких проектов — обход Хабаровска, Восточный обход Перми, мост через реку Обь.
Денис Кирюхин, заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора, отметил, что сейчас регионы настраиваются на переход от барьерной системы оплаты проезда в сторону автоматической безостановочной многополосной системы свободного потока Free Flow. Она позволяет экономить время в пути, устраняет проблемы заторов на пунктах взимания платы, а также способствует снижению аварийности на подъезде к платным дорогам.
Новые механизмы управления перемещениями автомобилей требуют соответствующих платежных решений.
Например, Megatoll M11 компании ГЛОСАВ – это решение для классических платных дорог, включающее оснащение полос барьерного типа с ручной оплатой, быстрых полос с оплатой транспондером, систему централизованного мониторинга и управления уровня пункта взимания платы, а также средства интеграции в систему взимания платы (СВП) верхнего уровня, включая поддержку системы «единый транспондер». Система построена исключительно на основе ПО с открытым исходным кодом (Linux, PostgreSQL, Node JS и т.п.) и обеспечивает интеграцию ядра системы с оборудованием на низком уровне. Включает систему классификации транспортных средств (ТС) собственной разработки на базе лазерных датчиков, счетчиков осей и индуктивных петель, которая умеет определять жесткие и гибкие сцепки и осуществлять классификацию ТС с высокой точностью, выявляя, в том числе, проезд нарушителей «паровозиком». Комплексы антенн DSRC используются для считывания транспондеров с поддержкой как режима быстрого проезда, так и режима очереди ТС для предотвращения проездов нарушителей перед ТС добросовестных пользователей транспондеров; Используется также собственное интегрированное ПО распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ) транспортных средств, оптимизированное для работы на полосе пункта взимания платы (ПВП) с одновременной поддержкой ГРЗ 52 стран и возможностью чтения ГРЗ нарушителей с острого угла.
Программный комплекс Megatoll Freeflow – это решение для систем взимания платы, работающих в режиме свободного многополосного движения на скоростях до 150 км/ч. При этом чтение данных транспондеров многополосного потока обеспечивается на скоростях до 200 км/ч.
Решение обеспечивает повышенную точность идентификации ТС в соответствии с действующими правилами взимания платы: обнаруживает не менее 99,8% транспортных средств в потоке, независимо от скорости движения, расположения на полосе и наличия ГРЗ, путем использования взаимодополняющего комплекса аппаратных и программных детекторов. Поддерживается распознавание ГРЗ 52 стран одновременно и без подключения дополнительных модулей и каскадов, включая ГРЗ трейлеров и прицепов, ГРЗ мотоциклов и «квадратные» ГРЗ стран СНГ.
Комплекс также осуществляет регистрацию пользователя дороги и его транспортного средства в системе взимания платы, а также собирает юридически значимые фотоматериалы о каждом транспортном средстве, проехавшем в зоне действия оборудования.
Megatoll Freeflow – это высокопроизводительное решение, которое, будучи установленным на единственном стандартном промышленном ПК, будет обеспечивать штатную работу на четырех полосах с интенсивным движением.
Другие материалы обзора
- Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
- Специфика ИТС
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт