Специфика ИТС
Проект Концепции создания и функционирования в Российской Федерации национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах дает следующее определение ИТС. Интеллектуальная транспортная система – система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
Содержание |
Стоит отметить, что если полностью создать функционирующую национальную сеть ИТС планируется к 2030 г., то технологические и организационные компоненты системы будут проектироваться и внедряться до 2024 г.
Техническая сторона ИТС
Иван Морданов, замдиректора по строительству, эксплуатации и развитию ИТС «Швабе — Москва» (холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех), отметил в интервью журналу «Интеллектуальные транспортные системы России», что цели создания ИТС можно описать проще: повышение безопасности дорожного движения и снижение транспортных заторов (пробок), тем самым повышается не только комфорт, но и улучшается экономическая ситуация в регионе. Таким образом, по мнению эксперта, есть три ключевых показателя ИТС:
- сокращение количества ДТП;
- сокращение транспортных заторов;
- социальное обследование уровня удовлетворенности жителей (населения).
У ИТС существует множество определений, замечает Николай Клепиков, руководитель управления продуктового развития, директор продукта ИТС компании «Систематика» (входит в ГКС).
Я рассматриваю ИТС как цифровой инструмент интеграции всех разобщенных элементов управления дорожной инфраструктурой с целью управления мобильностью и спросом каждого пассажира или груза,- говорит Николай Клепиков.- Такой подход формирует возможность использования ИТС не просто как системы управления светофором, контроля положения автобуса или уборочной техники, а как источник эффективного сервиса снижения аварийности, сокращения времени передвижения, повышения комфорта. |
Основные типы интеллектуальных транспортных систем, по оценке PWC
ИТС содержит очень широкий пул систем, подчеркивает Игорь Кравченко, заместитель директора по инновационным рынкам компании «Рексофт»: системы фото-видеофиксации, автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД), системы весогабаритного контроля, пункты оплаты проезда по платным дорогам, системы, показывающие доступность парковок.
Эксперт выделяет также особый класс ИТС-систем – мониторинг пассажирского транспорта, чья главная задача заключается в повышении качества пассажирских перевозок, а также подкласс инфраструктурных систем, например, интеллектуальное освещение дорог, которое позволяет не только повышать безопасность движения на трассах, но и существенно экономить ресурсы.
Основное назначение всех ИТС – обеспечение безопасности дорожного движения и оптимизация транспортных потоков,- резюмирует Игорь Кравченко. |
Вопрос безопасности ИТС, как полагает Александр Сёмкин, председатель совета кластера ГЛОНАСС, включает также угрозы влияния на высокоавтоматизированные транспортные средства и умные системы, что требует глубокой проработки рисков, оценки уязвимостей, вплоть до уровня программного кода.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Вячеслав Лукин, генеральный директор компании «Интеллектуальная видеоаналитика», обращает внимание на особые требования, предъявляемые к надежности систем мониторинга и управления транспортными потоками в условиях существенных бросков нагрузки.
Беспилотный транспорт, новые виды транспорта и системы взаимодействия V2X (автомобиль - инфраструктура, автомобиль - автомобиль, и т.д.), адаптация сети светофорных объектов под изменение шаблонов поведения водителей, например, при проведении Олимпийских игр. При событиях такого уровня, транспортная сеть испытывает серьезную проверку на прочность за счет изменения поведения водителей и увеличения количества автомобилей в городе,- говорит Вячеслав Лукин.- Один из аспектов ИТС как раз и состоит в решении такие задач - распределять водителей по маршрутам таким образом, чтобы снизить общее время и нагрузку на дорожные участки или обеспечить максимальный приоритет проезда общественному транспорту. Пока внедрения таких решений либо отсутствуют либо единичны в рамках пилотного тестирования. |
Интегральная суть ИТС
Важнейшая особенность ИТС заключается в том, что наравне с технической составляющей интеллектуальная транспортная система включает значительный социальный аспект. Об этом говорит Игорь Евстигнеев, начальник управления внедрения цифровых технологий ФАУ «РОСДОРНИИ» в журнале «Интеллектуальные транспортные системы России»:
Цель современной ИТС в городской агломерации сводится к формированию своего рода экосистемы транспортно-логистических и информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, которые обеспечивают гармоничный баланс функционирования личного и общественного транспорта, что позволяет обеспечивать безопасность транспортной среды и улучшать качество жизни граждан. |
Причем, два этих направления ИТС не существуют раздельно, а дополняют друг друга.
Вот почему, по оценке Игоря Евстигнеева, главная задача сегодня заключается в определении пути наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов, который даст наибольший результат на вложенный рубль:
Мировой опыт показывает, что это совершенствование ОДД и создание ИТС. За стоимость одного искусственного сооружения (одной развязки на УДС) можно создать ИТС целого городского района. |
А это подразумевает особую тщательность в вопросе грамотного планирования ИТС.
Критически важные аспекты ИТС
Интегральная суть ИТС обусловливает ряд специфических особенностей таких проектов, напрямую влияющих на их эффективность. С одной стороны, эксперты говорят о том, что ИТС является одним из наиболее эффективных направлений стабилизации и улучшения транспортной ситуации в городах: срок окупаемости таких проектов не превышает 2-3 лет, а затраты на создание значительно ниже стоимости развития транспортной инфраструктуры. С другой стороны, достижение таких результатов невозможно без тщательно проработанной программы мероприятий по созданию ИТС города или региона, которая создается и реализуется во взаимосвязи с территориальным, планировочным и функциональным развитием города/региона.
А с третьей стороны, крайне сложно оценить текущий уровень развития ИТС в целом в России.
Существует огромное количество систем ИТС, отвечающие за разные сегменты транспортной отрасли,- отмечает Владимир Каюров, старший менеджер проектов группы компаний ICL.- Для оценки можно использовать разные критерии – данные, полученные в результате сбора статистической информации по транспортным потокам, опросы людей об удобстве пользования транспортной инфраструктурой, анализ данных по аварийности. |
Кроме того, развитие систем ИТС зачастую очень сильно зависит от позиции государства и законодательной базы, отмечает Владимир Каюров:
Так, именно государство сегодня активно стимулирует развитие ИТС в регионах. |
Александр Сёмкин добавляет, что без участия государства невозможно решить задачу создания передовой электронной аппаратуры на элементной базе отечественного производства.
Важный аспект нынешнего момента – неравномерное развитие ИТС в различных регионах страны.
Сегодня в разных регионах России развитие ИТС происходит по-разному и на различных уровнях, а лидерами являются крупные города, в которых наиболее ощущаются проблемы в сфере транспорта,- говорит Владимир Каюров. |
При этом города России (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани) по уровню развития управляющих центров ИТС значительно отстают от большинства аналогичных по численности городов в Европе и США, замечает Игорь Евстигнеев. Вот почему, добавляет Владимир Каюров, стимулом для перехода на следующие этапы развития пока что является использование опыта по развитию систем ИТС в других странах.
Значительным событием в этой связи стал старт проекта внедрения ИТС в городских агломерациях на всей территории страны в рамках проекта БКД в 2020 г. Он стал прорывом для всей отрасли, считает Александр Сёмкин:
Если буквально пару лет назад большинство регионов не имело никаких шансов достичь уровня наших мегаполисов в части эффективного управления дорожным движением, то с его началом появилась возможность использовать лучшие технологические решения для создания ИТС в регионе. |
Эксперт подчеркивает:
Конкурс Росавтодора на создание ИТС в агломерациях, который позволил регионам получить финансирование, закладывает основу для объединения всех создаваемых региональных ИТС в единую национальную сеть. В плане софтовых решений наибольший стимул получают системы анализа и моделирования данных, системы поддержки управленческих решений, системы автоматизации транспортных процессов в городах. |
Распоряжением Правительства РФ №169-р от 3 февраля 2022 г. на реализацию мероприятий по внедрению ИТС в нынешнем году будет направлено 7,35 млрд руб.
Впрочем, факт получения бюджетного финансирования не является гарантом успешности проекта. Например, в 2020 г. 22 пилотным регионам перечислили порядка 3 млрд руб. на развитие «умных дорог» в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. Однако часть агломераций, получивших господдержку, не смогли соблюсти сроки подготовки конкурсной документации и провести конкурсные процедуры до конца 2020 г. Ряду областей, в частности, Ростовской, Саратовской, Самарской, Ивановской областям, Ставропольскому краю, Бурятии пришлось отказаться от части трансфертов из федерального бюджета. В результате нераспределенный остаток межбюджетных трансфертов в объеме 494 млн руб. был направлен в резервный фонд Правительства России.
В конце сентября 2021 г. на заседании рабочей группы Федерального дорожного агентства по внедрению ИТС на дорожной сети субъектов РФ, которое прошло в Казани, отмечалось, что по состоянию на конец III кв. заключено контрактов только на 60% от выделенной федеральной поддержки порядка 4 млрд руб. на 25 субъектов.
Таким образом, по мнению отраслевых экспертов, сегодня стоит задача не просто создавать ИТС на различных территориях страны, но и повышать эффективность функционирования подсистем ИТС, ускорять процессы их развития, в том числе, за счет формирования на государственном уровне единой политики, концепции и стратегии процесса развития ИТС. Только единый согласованный подход будет гарантировать, что все субъекты Федерации будут развивать транспортные системы согласованно и по отношению друг к другу будут функционально совместимы.
Как это происходит на различных ветвях и уровнях интеллектуальных транспортных систем?
Другие материалы обзора
- Интеллектуальная транспортная система России: курс - на национальный масштаб
- Городские и региональные ИТС
- Безопасные и качественные автодороги: от фотовидеофиксации ДТП – к комплексному интеллектуальному управлению автодорогами
- Передовые методы управления дорожным движением
- Управление общественным транспортом
- Цифровая логистика
- Передовые телематические решения и умная доставка грузов
- Инфраструктура ИТС. Платформенный и сервисный подход
- Сервисы интеллектуальной транспортной системы
- Создание национальной ИТС
- Цифровая дорога
- Перспективное развитие ИТС: беспилотный транспорт