Содержание |
Основная статья: Религия в Индии
Упанишады
630 г до н.э.: «Поучение Уддалаки» tat tvam asi в «Чхандогья-упанишад» сыну Шветакету как ядро веданты или ... материалистической философии. Первое упоминание реинкарнации
Основная статья: Уддалака Аруни
Уддалаки и его ученик Яджнавалкья являются одними из наиболее часто упоминаемых учителей упанишад. Их деятельность относят к 640-610 гг до н.э.[1]
История Шветакету в "Чхандогья Упанишаде" - это первый случай, когда реинкарнация упоминается в Ведах и, возможно, во всех известных писаниях в истории человечества. По сюжету Шветакету возвращается домой с учебы, и его друзья детства спрашивают его, что он узнал о загробной жизни, на что он отвечает, что это не входило в его учебную программу. Они спрашивают отца Шветакету, и он тоже не знает, поэтому они спрашивают царя, который утверждает, что все время знал концепцию реинкарнации и объяснил её. Он добавляет, что это распространенная вера среди кшатриев (каста воинов), и из этой веры они черпают свою храбрость в битве.
Школы классической философии: астика и настика
С древних времен индийская философия подразделялась на философские школы астика и настика.
Концепция астики и настики в индуистских, буддийских и джайнских писаниях определяет Астику как те сампрадаи, которые верят в существование Атмана (Самости) и тех, кто признает превосходство вед, а Настика - это те, кто отрицает наличие какого-либо "Я" в человеческих существах или не считает веды высшими.
В современном контексте Астика также определяются как теисты, а Настика - как атеист.
Философскими школами астики являются:
- Санкхья – строго дуалистическое теоретическое изложение сознания и материи.
- Йога – монотеистическая школа, возникшая из Санкхьи и делающая упор на практическое использование теории Санкхьи: медитация, созерцание и освобождение.
- Ньяя или логика – школа эпистемологии, которая исследует источники знаний.
- Вайшешика – эмпирическая школа атомизма.
- Мимамса – антиаскетическая и антимистическая школа ортопраксии. Эта школа занимается правильным толкованием стихов из Вед.
- Веданта – последний раздел знания в Ведах, или гьянаканда (раздел знаний). Веданту также называют Уттара-Мимамса. Веданта стала доминирующим течением индуизма в постсредневековый период.
Настика или гетеродоксальные сампрадаи, не признающие авторитета Вед, - это философии настики, из которых известны четыре неортодоксальные школы:
- Адживика, школа материализма, отрицавшая существование свободы воли.
- Чарвака, школа материализма, которая признавала существование свободы воли.
- Буддизм, философия, отрицающая существование атмана (души, самости) и основанная на учении и просветлении Гаутамы Будды.
- Джайнизм, философия, которая признает существование атмана (души, самости) и основана на учении и просветлении двадцати четырех учителей, известных как тиртханкары, с Ришабхой в качестве первого и Махавирой в качестве двадцать четвертого.
См. также
Примечания
- ↑ В.Рубен "Об авторах упанишад" см.А.Я.Сыркин "Некоторые проблемы изучения упанишад" стр.13