Логистическая информационная система
Классификации и методы
Логистическая информационная система (ЛИС) — одна из наиболее важных частей корпоративной информационной системы (КИС). Она позволяет решать, оптимизировать, автоматизировать задачи, связанные с планированием и управлением в первую очередь складскими, а также транспортными ресурсами.
Каталог решений и проектов внедрения логистических систем на TAdviser доступен по этому адресу.
Содержание |
Логистика – это, прежде всего, управление финансовыми, материальными и ресурсными потоками. Человек, занимающий должность логиста, в первую очередь обязан быть хорошим управленцем и стратегом. Кроме того, уметь отыскивать альтернативные варианты работы, продумывать наиболее эффективные действия, предвидеть внештатные ситуации и возможные незапланированные расходы.
Сфера доставки грузов совсем не шаблонна, как может показаться на первый взгляд. Ведь каждый отдельный случай перевозки и транспортировки товара или услуги должен иметь собственное решение и индивидуальный план действий.
Основная задача большинства транспортных компаний – доставить груз строго в оговоренное время (распространенная концепция «точно в срок»). Если разложить эту задачу по полочкам, получаем несколько не столь глобальных задач:
- правильный выбор транспортного средства
- планирование транспортного процесса и согласование его с производственными и складскими условиями
- определение оптимальных маршрутов доставки
Классификация
Логистическая структура любой компании разбита на отдельные области, которые, взаимосвязаны между собой. Возможно некоторые из звеньев компаниям и ненужны. Однако чем больше фирма, тем больше звеньев ее логистической структуре. Назовем некоторые, наиболее важные из них:
- Логистика в области поставок
- Производственная логистика
- Сбытовая логистика
- Транспортная логистика
- Управление логистической цепочкой
Методы
Каждая из областей отличается присущей ей спецификой и требует собственного подхода в управлении.
- S&OP (Sales & Operation Planning) — Система планирования продаж и операционной деятельности
- FP&S (Factory planning & Scheduling) — Система планирования технологических процессов и создания календарных графиков
- SRM (Supplier Relationship Management) — Система управления взаимоотношениями с Поставщиками
- CRM (Customer Relationship Management) — Система управления взаимоотношениями с Заказчиками
- TMS (Transportation Management System) — Система управления транспортом
- WMS (Warehouse Management System) — Система управления складом
При выборе логистического программного обеспечения речь идет не просто о функциональных возможностях или о предположительно наиболее походящем поставщике ПО. Перспективные информационные системы обладают большой гибкостью, широкими возможностями интеграции и позволяют повысить рентабельность за счет эффективного управления ресурсами.Миграция с SAP SuccessFactors и SAP HCM на российские HR-решения: как выстроить стратегию перехода
Логистика является важным элементом структуры затрат. Исчерпав за прошедшие годы потенциал оптимизации своей внутренней логистики (интралогистики), многие предприятия приходят к решению искать дополнительные возможности путем внедрения новых информационных технологий (ИТ) в процессы логистики. Но возникает вопрос: какими критериями следует руководствоваться при выборе логистических ИТ-систем, чтобы они соответствовали современным требованиям комплексной логистики и быстро меняющимся бизнес-процессам? Высокая стоимость маркетинговых исследований, сложность сравнения продуктов и огромный рынок поставщиков не позволяют многим заинтересованным предприятиям ответить на этот вопрос. Рассмотрим существенные критерие принятия решения.
1. Тенденции интралогистики
Тот, кто хочет, чтобы его инвестиции соответствовали требованиям завтрашнего дня, должен иметь представление о существующих тенденциях развития ситуации и его движущих силах. В исследовании «Будущее интралогистики 2020+» Научно-исследовательского общества по интралогистике, подъемно-транспортному оборудованию и логистическим системам (IFL) были выявлены три глобальных тенденции, которые могут оказать существенное влияние на будущее интралогистики:
- глобализация,
- повышение эффективности использования ресурсов,
- развитие и внедрение инноваций.
Эти три тенденции служат отправной точкой выбора подходящей и, в первую очередь, перспективной ИТ-системы: она должна стимулировать инновационную деятельность предприятия и содействовать развитию бизнес-процессов или, по меньшей мере, оказывать им поддержку. Она должна обеспечивать оптимальное, экономичное использование имеющихся ресурсов. Для глобальных предприятий важна также системная интеграция – через границы и континенты. Иными словами, способность к интеграции, гибкость и эффективность являются на данный момент определяющими при выборе современного логистического ПО.
2. Стандартное ПО со свойствами индивидуальной системы
Учитывая бюджет расходов и сроки реализации, индивидуальные системы давно перестали соответствовать требованиям времени. ПО для интралогистики, как и сами логистические процессы, остается индивидуальным решением, однако оно строится на основе стандартных продуктов, имеющих модульную структуру. В рамках своих возможностей модули этой стандартной системы комбинируются в соответствии с требованиями пользователя и за счет параметризации и масштабирования настраиваются на конкретные процессы.
Так например, программное обеспечение класса Premium, к которому относятся и ИТ-системы компании PSI Logistics (ПСИ), позволяет кроме того осуществлять интеграцию, отображение и управление специальными процессами, выходящими за рамки распространенных стандартных процессов. Компания разработала для этой цели специальную автоматизированную процедуру испытаний и специальное управление проектами с использованием, так называемого, гибкого моделирования. Результатом стало сокращение сроков выполнения и расходов на опытно-конструкторские работы, высокая гибкость и качество систем. Кроме того, появилась возможность расширять функциональность разработанного ПО даже после завершения проектирования.
3. Архитектура
Гибкость ПО должна быть заложена уже в базовой архитектуре. Аспектно-ориенти-рованная (сервисно-ориентированная) архитектура (SOA) представляет собой современную основу для этой цели. В ней учтен тот факт, что концепции и системы современной комплексной логистики охватывают все больше новых, более сложных процессов, а программное обеспечение, в свою очередь, постоянно расширяет спектр своих функциональных возможностей. Компания PSI Logistics усовершенствовала этот современный подход на основе SOA, создав сервис-ориентированные архитектуры на базе Java (SOJA). Благодаря SOJA разнородные ИТ-инфраструктуры приобретают способность к интеграции и динамику. Архитектуры SOJA обеспечивают согласованную работу разнородных ИТ-систем и использование единых решений в области мониторинга в виде различных, специфических для отрасли и/или функции программных продуктов, связанных друг с другом аналогично сети с шинной архитектурой. Это позволяет различным системам работать рядом и совместно друг с другом и упрощает решение проблемы интерфейсов.
4. Интерфейсы
Отличительной чертой проектов интралогистики является то, что многочисленные компоненты (от стеллажей, подъёмно-транспортного оборудования и стеллажных штабелёров до систем управления и управляющих компьютеров), производители и субподрядчики должны действовать согласованно. Кроме того, часто требуется разработка интерфейсов для оперативных и экономичных ИТ-систем.
Если процессы выходят за рамки отдельного предприятия, к этому добавляются еще требования обмена информацией в более сложных сетях с неоднородными системными ландшафтами. В будущем в результате межведомственной категоризации появится возможность стандартным образом подключать оборудование к определенным интерфейсам, расширять или (при смене технологии) модернизировать его в отдельных частях, подобно модульным системам. SOJA является перспективной базовой архитектурой для реализации этой цели.
5. Совокупные затраты на ИТ
Согласно проведенным исследованиями, при инвестициях в систему управления складом 6-значных сумм в евро, только 15% совокупных затрат (TCO – Total Cost of Ownership) приходится на начальные инвестиции. Учитывая затраты на оборудование и сети, вспомогательные и эксплуатационные расходы и стоимость услуг начальные инвестиции приравниваются почти к 40% общих проектных затрат на ИТ-решения. Около 60% затрат уходят на дальнейшее обеспечение жизненного цикла.
Следовательно, начальные инвестиции должны быть направлены не просто на поиск наиболее выгодного поставщика ПО. В первую очередь необходимо учитывать такие аспекты, как модели эксплуатации, договорное обеспечение гарантии готовности и дополнительные возможности, благодаря которым программное обеспечение может не только поддерживать современные бизнес-процессы, но и легко интегрироваться в будущее предпринимательское и/или технологическое развитие.
6. Тенденции и технологии
Современные логистические ИТ-системы предлагают не только многофункциональные возможности. Отличительными признаками перспективных ИТ-систем являются их гибкость и способность к интеграции. Гибкость – с точки зрения полезности этих систем в изменяющихся, динамичных бизнес-процессах. Под интеграцией подразумевается интеграция в современные ИТ-инфраструктуры, интеграция процессов, выходящих за рамки одного предприятия, и современных технологий (например, RFID). Все это становится возможным, благодаря развивающемуся, способному к обновлению и настраиваемому на индивидуальные потребности стандартному программному обеспечению.
7. Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс является важным элементом повышения производительности и восприятия системы пользователями. Лозунг «чем ярче, тем лучше», остался в прошлом. Наиболее важными становятся другие аспекты. Демографические изменения означают появление большего количества пользователей, говорящих на иностранном языке. Нехватка специалистов требует большой гибкости в моделях и структурах рабочего времени. Быстрая смена мест работы делает необходимым разработку интуитивных, легко осваиваемых интерфейсов для работы с системой. Для повышения производительности каждый пользователь должен иметь возможность организовать свое рабочее место в соответствии со своими задачами.
Всё это обосновывает высокие требования к концепции интерфейса оператора в современном логистическом ПО. Логистику характеризует информация и мобильность. В связи с этим все больше функций ИТ-систем в логистике будут использоваться мобильно. Они выйдут далеко за рамки классической системы управления штабеллерами и безбумажного комиссионирования. Примерами могут служить IPhone и IPad компании Apple.
8. Сети между предприятиями
Одновременно предприятия будут подвергаться все более сильному давлению со стороны глобальной конкуренции, повышения цен и растущих требований к качеству и сервису в новом экономическом пространстве. Транспортные цепи нужно будет подстраивать под меняющиеся условия. Это означает серьезные последствия для логистического ПО. Например, с точки зрения перспективных функциональных возможностей стратегическими инструментами глобальной конкуренции станут централизованные системы, моделирование издержек по перевозкам и возможность планировать, варьировать путем моделирования и оптимально организовывать цепочки создания стоимости и сети по всему миру.
Смотрите также
- TMS Transportation Managament System
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
- Подробнее о тенденциях развития класса систем TMS
- Системы управления автохозяйством (FMS)
- Система управления ТОиР транспортных средств и вооружения
- Container Terminal Management - Управление контейнерным терминалом
- Логистическая информационная система
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Грузовые авиаперевозки (рынок России)
- Грузоперевозки (рынок России)
- Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
- Грузоперевозки внутренним водным транспортом (рынок России)
- Грузоперевозки морским транспортом (рынок России)
- Железнодорожные грузоперевозки (рынок России)
- Пассажирские авиаперевозки