Основная статья: Грузоперевозоки (рынок России)
2024
X5 полностью перешла на электронные транспортные накладныеX5 полностью перешла на электронные транспортные накладные
X5 Group перешла на использование электронных транспортных накладных (ЭТрН), завершив пилотный проект по внедрению данного решения. Переход на цифровой формат транспортных накладных охватывает всю сеть X5 Group, включая более 25 тыс. розничных точек и 63 распределительных центра, что позволяет оптимизировать логистические процессы компании и значительно снизить риски, связанные с документооборотом. Подробнее здесь.
Почему российский бизнес пока не жалует электронные транспортные накладные
Об отказе от бумажных транспортных накладных уже заявляют крупные перевозчики в России[1]. Однако, несмотря на вступление в силу приказа ФНС России о добровольном переходе на электронные транспортные накладные (ЭТрН) в 2022 году[2], большинство участников рынка все еще не спешат внедрять этот инструмент в практику. При этом важно понимать, что мера может стать обязательной. Уже сейчас Минтранс разрабатывает подобные инициативы[3]. О сложностях и способах внедрения ЭТрН рассказал генеральный директор компании «Траффик» Михаил Петров.
Что такое ЭТрН и зачем на них нужно переходить бизнесу
Электронная транспортная накладная (ЭТрН) – это цифровой документ, который грузоотправитель предоставляет грузополучателю при реализации доставки. Он содержит ключевую информацию о грузе, отправителе, получателе, маршруте, условиях договора, а также другие важные для перевозки данные. Стоит отметить, что инициатива по введению электронных транспортных накладных впервые начала обсуждаться в Министерстве транспорта еще в 2019. Через год проект уже был запущен в нескольких регионах России, и к ЭТрН подключились крупнейшие грузоперевозчики[4]. В 2022 году[5] использование электронных транспортных накладных получит юридическую силу. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Однако большинство участников рынка до сих пор относятся к этому законопроекту скептично и не осуществляют переход на более удобную систему обмена информацией. В опросе сервиса[6] «МойСклад» и OFD.ru выяснилось, что только 3,8% российских компаний полностью готовы к внедрению ЭДО. Кроме того, 26,8% полагаются исключительно на физические документы, а 20,3% используют ЭДО наряду с бумажными документами.
Ключевые причины – нехватка средств на внедрение технологии и непонимание эффективности использования ЭТрН. Последнее отрицать все сложнее. Благодаря электронной транспортной накладной сегодня компания может снизить затраты на доставку и хранение документов, иметь быстрый доступ к накладной с любого устройства, а также повышать лояльность потребителей за счет сокращения использования бумажных носителей и, соответственно, сохранения экологии. Такому примеру уже последовали крупные компании, такие как «Сберкорус[7]» и X5 Group.
Однако, для многих игроков логистического рынка переход на ЭТрН кажется трудоемким и энергозатратным. Действительно, любые изменения всегда сопровождаются дополнительными расходами. К примеру, для избежания технических сбоев в системе службы доставки изначально закладывают бюджет на приобретение необходимых смартфонов или планшетов для водителей, а для обучение сотрудников выделяют время и дополнительные ресурсы.
Важно, чтобы команда получила максимально полные данные о том, как исключить сбои. Всем сотрудникам необходимо знать порядок действий при отправке в систему некорректно подписанных файлов. Еще важнее успеть осуществить плавный переход на электронные форматы документов до того момента, как мера станет обязательной для всех.
Уже с июня 2024 года оформление электронных транспортных накладных станет обязательным для компаний, занимающихся поставками и производством этилового спирта и алкогольной продукции, в соответствии с федеральным законом от 3 апреля 2023 года № 108-ФЗ.
Как ЭДО можно использовать для обмена транспортными накладными
Общий алгоритм при внедрении электронных накладных выглядит примерно следующим образом: сначала вам нужно связаться с оператором ЭДО (Минтранс составляет список утвержденных операторов), который отвечает за обработку и передачу электронных транспортных документов в ГИС ЭПД. Затем вы заключаете договор об обмене электронными документами и оформляете цифровую подпись для сотрудников, отвечающих за доставку и получение товаров, например, менеджеров по логистике.
Дальше остается лишь проверить наличие необходимого оборудования с установленными мобильными ЭДО и обучить своих сотрудников.
Процесс передачи электронных транспортных накладных через ЭДО зависит от выбранного оператора и настроек сервиса. Однако, существует упрощенный алгоритм документооборота с использованием электронной накладной.
В самом начале грузоотправитель формирует ЭТрН в своей учетной системе, далее заверяет титул в УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи) и передает его в ГИС ЭДО (единое информационное пространство в области государственного электронного документооборота) через оператора. Электронная транспортная накладная после проверки отправляется получателю груза и перевозчику.
Далее процесс строится таким образом: перевозчик выдает водителям подтверждение о грузе, а получатель подтверждает его, при этом все согласования осуществляются с применением УКЭП (Усиленной квалифицированной электронной подписью). Когда перевозчик подтвердил, что груз передан, только тогда менеджер транспортной компании подписывает титул, оформляет необходимую документацию. По завершении всего процесса участники перевозки могут получить доступ и загрузить подписанные ими оригинальные электронные транспортные накладные с сервиса оператора.
Одна из главных причин задержек во внедрении ЭТрН состоит в ситуации на рынке ЭДО. Дело в том, что в сегменте присутствуют несколько ярко выраженных лидеров, при этом список операторов ЭДО намного шире. При внедрении ЭТрН большинство компаний пользуются услугами лишь одного оператора. Критически важным оказывается роуминг (обмен значимыми электронными документами) между разными операторами. До сих пор с этим есть определенные проблемы: передача документов не всегда работает корректно. На данный момент лидеры отрасли проводят тестирование роуминга с другими операторами, однако трудно сказать точно, когда оно закончится.
Ясно лишь, что масштабное внедрение электронных накладных будет сильно зависеть от результатов тестов. Как правило, пока бизнес переводит только часть парка на электронные накладные и не спешит избавляться от бумажных носителей информации.
Несмотря на трудности, связанные с переходом на ЭТрН, процесс цифровизации транспортной логистики будет продолжаться. На данный момент цифровые сервисы внедряют в основном лидеры отрасли, которые признают, что формирующаяся юридическая база, хотя и нуждается в определенных доработках, уже позволяет оптимизировать систему внутри компании и создать надежный автоматизированный процесс.
2023
ПЭК перевел на электронные накладные более 90% своих рейсов
ПЭК перевел на электронные накладные более 90% своих рейсов. Об этом СКБ Контур сообщил 2 октября 2023 года. Подробнее здесь.
X5 Group и «СберКорус» начали масштабирование электронных транспортных накладных
«СберКорус» и компания X5 Group начинают тестирование электронных транспортных накладных в рамках Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Об этом СберКорус сообщил 1 июня 2023 года. Подробнее здесь.
Первый в России электронный путевой лист проведен «Мосгортранс» через сервис от «1С» и «Калуги Астрал»
В рамках реализации проекта по применению электронных перевозочных документов «Служба цифровой трансформации» ГУП «Мосгортранс» совместно с ГК «Астрал» на базе Северо-Восточного филиала ГУП «Мосгортранс» успешно осуществили рейс с применением электронного путевого листа (ЭПЛ). Об этом 5 июня 2023 года сообщила ГА «Астрал». Подробнее здесь.
Сначала больно, потом приятно: Почему грузовой логистике все-таки придется полюбить ЭТрН
В 2022 году Правительство России законодательно закрепило использование электронных транспортных накладных (ЭТрН). Пока - на добровольной основе, но с 2024 года перейти на ЭТрН будут обязаны все участники рынка. Казалось бы, цифровизация процесса должна упростить работу участникам, однако компании, занимающиеся грузовой логистикой, не спешат переходить к ЭТрН. В чем причина, рассказывает руководитель продуктового направления экосистемы IT-сервисов для логистики Евгений Каляженков.
Зачем вообще нужны транспортные накладные?
Транспортная накладная — ключевой документ в грузовых автоперевозках, необходимый для перевозки товара из точки А в точку Б. Сейчас большая часть компаний пользуется бумажным вариантом транспортной накладной, которая обычно составляется в четырех экземплярах. Этот документ обязательно должен быть у грузоотправителя, грузополучателя и транспортной компании. В последнем экземпляре должны быть подписи всех участников.
Впервые о введении электронных транспортных накладных в Министерстве транспорта заговорили в 2019 году, а уже в 2020 году в нескольких регионах России был запущен эксперимент по внедрению ЭТрН, в котором на добровольной основе приняли участие крупнейшие грузоперевозчики и эксперты в области логистики. Тогда ожидалось, что повсеместное внедрение электронных накладных случится уже в следующем году, однако многие участники рынка были настроены скептически и называли этот законопроект «сырым». Позднее Министерство транспорта анонсировало, что возможность оформления ЭТрН для желающих появится уже 2021 году, но этим планам также не суждено было сбыться. Только в 2022 году в России вступил в силу законопроект, согласно которому компании могут по собственному желанию перейти на электронные транспортные накладные.
В отличие от обычной накладной ЭТрН оформляется и подписывается в цифровом виде через операторов электронного документооборота (ЭДО). У нее существует утвержденный Министерством транспорта формат: в документе обязательно должны быть указаны дата, время, а также адрес погрузки и выгрузки. Подписание ЭТрН происходит с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭПа) с обязательным участием оператора ЭДО, процесс подписания обычной накладной сопровождается печатью и подписью или только подписью участников.
Плюсы перехода на ЭТрН
Переход на электронные транспортные накладные выгоден всем участникам процесса. Сокращаются расходы на производство и доставку накладных, а также на закупку бумаги и картриджей для печати документов на принтере. При этом оплата за перевозку наступает быстрее, потому что не нужно доставлять заказчику оригиналы.
И, самое главное, не нужно заниматься восстановлением утраченных документов и арендовать склады для хранения старых накладных, которые могут затребовать вышестоящие органы — все хранится в электронном формате на облаке.
Как устроен процесс передачи информации
1 сентября 2022 года Министерство транспорта запустило Государственную информационную систему электронных платежных документов (ГИС ЭПД), созданную для учета ЭТрН. Есть два основных способа создания цифровой накладной: документы могут быть сформированы в личном кабинете ЭДО, либо по интеграции с другими программами. В первом случае операторы ЭДО должны быть аккредитованы Министерством транспорта России. Во втором — ЭТрН могут создаваться в электронной системе, в которой работает грузоотправитель, и через интеграцию по API передаваться в информационную систему аккредитованного оператора ЭДО. После создания документа накладная верифицируется ГИС ЭПД, система отслеживает, чтобы в ней была отображена корректная информация.
Важным условием для работы с ЭТрН является скорость обработки информации. Чтобы работа с электронными накладными была эффективной, в ГИС ЭПД закреплено определенное время на передачу информации, которое не должно быть превышено системой. Это важно, потому что участники процесса не теряют время в ожидании верификации накладной, а могут сразу приступать к исполнению перевозки. Также транспортная накладная является обязательным документом в составе закрывающих документов, которые являются фактом, подтверждающим, что услуга перевозки была оказана. Без них перевозчик попросту не получит деньги.
Почему компании не спешат переходит на ЭТрН
Чаще всего переход на цифровой формат работы диктует заказчик перевозки — грузовладелец, а перевозчик и экспедиторы в этом вопросе подстраиваются под его условия. Компаниям приходится договариваться друг с другом о том, как будет организован процесс передачи информации. Из-за сложности в достижении этих договоренностей многие игроки не спешат переходить на электронные накладные — такой переход требует дополнительных организационных мер со стороны всех участников перевозки:
- Провести обучение персонала всех участников перевозки, включая водителей. Сотрудники должны понимать, как вносить изменения в ЭТрН в случае изменения маршрута, смены водителя или поломки транспортного средства;
- Убедиться, что у всех участников перевозки есть КЭП и договор с оператором ЭДО и они умеют пользоваться этим программным обеспечением;
- Наладить роуминг данных — обеспечить процесс обмена информацией между разными операторами ЭДО. Сейчас процесс обмена данными не налажен, если несколько участников перевозки хотят перейти на ЭТрН — им необходимо договориться об использовании одного и того же оператора ЭДО;
- Перед началом перевозки убедиться, что в точках погрузки и выгрузки есть качественный интернет.
Других сдерживающих факторов для перехода на ЭТрН, таких, как неготовность рынка или отсутствие доступа к оператору ЭДО, нет. Наоборот, рынок сам подталкивает компании к таким трансформациям. Логистике в любом случае придется перейти на электронный формат работы — это связано не только с новым законодательством, но и с условиями жесткой конкуренции на рынке. Цифровизация — важный этап развития современного бизнеса. От того, как быстро компании смогут адаптироваться к новым условиям и законодательству, будет зависеть, насколько эффективно и успешно будет развиваться их предприятие в будущем.
И сейчас у компаний есть год на постепенную адаптацию к новым условиям. Опыт подсказывает, что чем раньше они начнут переход, тем безболезненнее он произойдет.
2022: 76% компаний уверены, что сроки внедрения обязательной ЭТрН перенесут
Оператор электронного документооборота для ритейла и логистики Docrobot и TerraLink, системный интегратор и разработчик платформы для ЭДО TerraLink xDE, провели опрос среди участников логистической отрасли с целью выяснить, насколько бизнес подготовлен к переходу на цифровой документооборот. Опрос прошли грузоотправители, грузополучатели и перевозчики.
Изменения, которые определяют условия использования электронных перевозочных документов (ЭПД), уже вступили в законную силу. Форматы документов были в конце 2021 года утверждены ФНС России. Государство готовится к запуску информационной системы (ГИС ЭПД) и тестирует ее работу совместно с участниками рынка ЭДО. С учётом накопленной практики добровольного применения ЭТрН, Минтранс планирует подготовить предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. Если в 2022 году начнется плавное внедрение ЭТрН в логистические процессы компаний, то с 2023 года это станет уже обязательной нормой. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возможность поэтапного перехода к цифровому документообороту.
Согласно результатам опроса Docrobot и TerraLink большинство компаний (76%) считают, что сроки выполнения обязательных требований будут перенесены, поэтому не торопятся оцифровать документооборот. И только 24% полагают, что с 2023 года обмен электронными транспортными накладными станет обязательным.
Большинство респондентов (79%), как показывает опрос, не принимали участие и в эксперименте Минтранса, который проходил в конце 2020 года. Сравнительно небольшая часть (21%) компаний начала обмен ЭТрН в рамках эксперимента.
Актуальность перехода на ЭТрН в рамках определенного государством промежутка времени по добровольному внедрению каждый бизнес определяет сам для себя, исходя из масштабов перевозок. Результаты опроса показывают, что 37% компаний, занятых перевозками, пока оценивают свою готовность к цифровизации только на один балл по десятибалльной шкале. И лишь 7% полностью готовы к переходу на ЭТрН.
Запустив процесс цифровизации в транспортно-логистической сфере, Минтранс приводит ее работу к высокому, технологическому уровню. Даже если пока не все компании готовы к переходу на цифровой документооборот, им рекомендуется рассмотреть те плюсы, которые он дает. Введение электронного документооборота существенно облегчит работу как грузоперевозчиков и логистов, так и компаний, которые отправляют и получают грузы. ЭДО и обходится дешевле: стоимость транзакции почти равна стоимости бумаги, которую используют при формировании накладной без учета расходов на печать, ФОТ, повторное восстановление, курьерские услуги, архивацию и штрафы за потерю бумажных документов.
2021: Создание ГИС для электронных накладных при перевозках
В начале июля 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон, который среди прочего предполагает создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) электронных перевозочных документов. Подробнее здесь.
2020
Изменения правил перевозоки грузов
В 2021 году для автомобильного транспорта вступают в силу обновленные правила перевозок грузов, что открывает новые горизонты для бизнеса. Электронные перевозочные документы приравниваются к бумажным. Постановление Правительства РФ № 2200 от 21 декабря 2020 года вводит такие понятия, как: «электронные перевозочные документы», «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд» и «электронная сопроводительная ведомость».
Уже давно автомобильный транспорт ждал законодательно закрепленных «цифровых отношений». В 2020 году в рамках эксперимента Минтранса России уже было проведено тестирование механизмов оформления транспортных накладных в электронном виде. Цифровое взаимодействие между представителями бизнеса и государства обеспечил прототип единой информационной системы, разработанный ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Обмен юридически значимыми перевозочными документами между участниками транспортно-логистической цепочки и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные, разрешительные и фискальные функции, происходил в режиме 24/7 в течение 30 дней.
Учитывая требования российского законодательства, перевозочные документы в рамках эксперимента заполнялись как в электронном, так и в бумажном виде. С января 2022 года появляется возможность альтернативного ведения электронного или бумажного документооборота. В дальнейшем планируется переход на «цифровые взаимоотношения» и других видов транспорта, что положительно скажется на развитии мультимодальных перевозок в нашей стране.
Необходимо отметить, что до конца 2020 года действует Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 14.08.2020) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742.
Алиса Муратова, бизнес-аналитик и эксперт решения Synerdocs «ЭДО в грузоперевозках»:
Рынок давно ожидал изменений в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, и вот под новый год оно обновилось. Что интересного в Постановлении Правительства РФ № 2200? В первую очередь, это официальное закрепление терминов «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд» и «электронная сопроводительная ведомость», что открывает новые возможности для логистического рынка, несмотря на то, что пункты, касающиеся электронных документов, вступают в силу с 1 января 2022. Теперь те компании, которые сомневались в легитимности ЭТрН, могут смело выбирать оператора ЭДО, проводить пилотные проекты и начинать внедрение, чтобы быть готовыми к обязательному использованию электронных документов с 2022 года. Надо отметить, что обновилась и печатная форма транспортной накладной. На декабрь 2020 года участниками документооборота могут являться экспедиторы, а также клиенты. При этом ЭТрН в ближайшем будущем может стать первичным учетным документом, при условии заполнения данных о стоимости услуг перевозки, однако дополнительный пояснений по правильному заполнению пока нет. В целом, за выходом Постановление № 2200 и формы Приложения № 4 непременно последует выпуск формата электронной транспортной накладной и регламента обмена. В любом случае, начало автоматизации документооборота в грузоперевозках положено на законодательном уровне. |
Переход на электронные перевозочные документы снизит риск мошенничества на рынке
Переход на электронные перевозочные документы – транспортные накладные и путевые листы – снизит риск мошенничества и повысит безопасность на транспортно-логистическом рынке, считает начальник службы транспортной логистики ПЭК Магомед Гасанов.
Как сообщили 24 ноября 2020 года в "Первой Экспедиционной Компании" (ПЭК) со ссылкой на сервис для мониторинга безопасности грузоперевозок Impact.ru.com, в 2019 году в арбитражных судах Российской Федерации рассматривалось 396 судебных решений, связанных с хищением грузов путем мошенничества. В числе лидеров – Москва и Московская область. Общий ущерб от действий организованных преступных групп в отчетном периоде превысил 900 млн рублей. А средняя стоимость похищенного груза составила 2 702 000 рублей.
Эксперты выделяют три основных типа преступлений в транспортной сфере. Это хищение груза водителем, третьими лицами на стоянке и хищение третьими лицами с помощью подделки документов. Последний вариант в России является наиболее распространенным, согласно судебной практике. Одна из схем, например, подразумевает подделку паспорта водителя транспортного средства. С его помощью злоумышленники приезжают в точку загрузки, забирают груз и исчезают. Еще одна распространенная схема называется «доверчивый водитель». В этом случае злоумышленники регистрируются на транспортной бирже, покупают там аккаунт и выставляют машину на самых популярных направлениях по привлекательным тарифам. Получая заказ, водитель приезжает на погрузку, забирает товар, расписывается во всех документах и отправляется в рейс. После чего пропадает на несколько дней. Когда же до него все-таки удается дозвониться, злоумышленник заявляет, что доставил груз по новому адресу, который ему якобы продиктовал по телефону представитель грузоотправителя.
Благодаря внедрению электронных перевозочных документов данные схемы станут трудно реализуемы, убеждены в ПЭК. Так как каждый водитель должен будет проходить процедуру идентификации личности, а для заверки документов потребуется оформить цифровую подпись.
«После запуска в работу единой государственной информационной платформы с данными о перевозках Минтранса регуляторы смогут в режиме онлайн отслеживать всю цепочку грузоперевозок. Так как планируется сформировать единую базу данных перевозчиков, доступ к которой будет и у федеральных органов исполнительной власти», – пояснил Магомед Гасанов.
Так, на информационной платформе Минтранса будут содержаться сведения о грузе, его характеристиках, транспортных средствах, и участниках перевозочного процесса. Все то, что есть в ЭТрН и ЭПЛ. |
При этом эксперт отмечает, что рост цифровой прослеживаемости не отменяет необходимость многогранной проверки контрагентов (в то числе перевозчиков), которая должна быть организована в компании.
«В рамках практической части эксперимента Минтранса, который проводился в октябре, в том числе отрабатывался механизм взаимодействия бизнеса и государства на единой платформе. На практике это происходило следующим образом: водитель подъезжал к посту Ространснадзора; инспектор находил на планшете номер автомобиля и автоматически получал доступ ко всем данным в электронной транспортной накладной и путевом листе», — рассказал эксперт ПЭК. |
Помимо создаваемой информационной платформы Минтранса, в России уже функционируют «Платон» и система весогабаритного контроля, которые отслеживают перемещения большегрузов по стране. Только за последний год в госсистеме зарегистрировалось более 50 000 перевозчиков, а за 5 лет работы – более 606 тыс. перевозчиков. В совокупности эти цифровые инструменты позволят добиться максимальной прозрачности всего перевозочного процесса, убежден Магомед Гасанов.
Для нас на первом месте благонадежность партнера. При этом есть понимание, что какой бы не была корпоративная система проверки бизнес-партнеров, лишь общими усилиями бизнеса и государства рынок грузоперевозок в России может стать прозрачным, безопасным и стандартизированным, – уверен заместитель директора ПЭК Вадим Филатов. |
Завершен эксперимент «Минтранса» по использованию электронной транспортной накладной и электронного путевого листа
18 ноября 2020 года стало известно о том, что эксперимент Минтранса по использованию электронной транспортной накладной и электронного путевого листа, который длился месяц, завершен. За это время ПЭК оформила 160 транспортных накладных и 50 путевых листов. В течение месяца транспортно-логистический провайдер ежедневно тестировал использование электронных транспортной накладной (ЭтрН) и путевого листа (ЭПЛ) на пяти своих маршрутах: из Москвы в направлении Пензы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода и Великого Новгорода. Подробнеее здесь.
Участники рынка грузоперевозок посчитали затраты на электронные транспортные накладные
Участники рынка грузоперевозок посчитали затраты на электронные транспортные накладные. Об этом стало известно 28 октября 2020 года.
С 1 октября реализуется эксперимент Минтранса РФ по переходу на электронные транспортные накладные и путевые листы взамен бумажных документов в автомобильных грузоперевозках. Он охватывает 6 регионов России и ведущие транспортные компании. Взаимодействие надзорных органов, операторов электронных документов, грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков в данных условиях тестируется с 1 по 30 октября в Москве, Татарстане, Московской, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае.
Участники рынка рассчитали усредненные потенциальные затраты транспортных компаний на переход на электронные документы. По словам ИТ-директора ПЭК Владислава Сарнацкого, приблизительная структура расходов транспортной компании может выглядеть следующим образом: во-первых, разовые затраты на разработку соответствующего программного обеспечения. Небольшие компании могут использовать интерфейс оператора ЭДО и не учитывать эту статью в расходах. Для остальных размер расходов определяется индивидуальными характеристиками ИТ-систем перевозчика.
Второе — расходы, связанные с приобретением устройств для обмена документами: телефоны и планшеты для водителей, или с амортизацией этих устройств. Отметим, что эти расходы не являются обязательными: передавать данные в информационную систему водители могут через собственные мобильные устройства или «по звонку» дежурному оператору.
Третья статья расходов — оплата услуг оператора ЭДО по обработке электронных документов. В рамках эксперимента услуга предоставляется бесплатно, затем, по данным аналитиков системы «Контур.Диадок», средняя стоимость документа составит 10 руб.
Более точной информации по тарифу пока нет, как и нет понимания того, на кого из участников процесса перевозки лягут эти расходы. Оценивая приблизительную стоимость, можно ориентироваться на текущие тарифы операторов по счетам-фактурам, — отметил Владислав Сарнацкий. |
Второй вариант расчета подготовленный экспертом ПЭК, базируется на трех разных бюджетных возможностей перевозчика.
Самый экономичный вариант затрат практически не предполагает. В нем интеграция учетной системы с ПО оператора ЭДО не производится, все данные о перевозках вносятся через непосредственно интерфейс оператора. Соответственно, не предполагается и оснащение водителей мобильными устройствами. В этом случае все издержки состоят из оплаты услуг оператора ЭДО за каждый документ. Исходя из опыта счетов-фактур, можно предположить, что размер тарифа составит 5-10 рублей, и платить будет отправитель, — рассказал Владислав Сарнацкий. |
В более сложном варианте к уже описанным затратам на услуги оператора ЭДО добавляется интеграция учетной системы перевозчика с системой оператора ЭДО. Затраты на этот процесс могут составить от 50 до 500 тыс. рублей — в зависимости от самой системы и «глубины» интеграции. Однако, эксперт отмечает, что после завершения эксперимента на рынке должны появиться стандартные решения для основных платформ информационных систем. Соответственно, стоимость «типового» внедрения значительно снизится. Расходы на покупку планшетов для водителей в этом варианте тоже опциональны: в рамках эксперимента могут использоваться собственные устройства сотрудников (большинство водителей имеют смартфон с навигатором), или формат передачи данных «по звонку» дежурному оператору. В случае, если транспортная компания приобретает мобильные устройства исключительно под эти цели, стоит рассматривать бюджетные модели стоимостью до 5 тыс. рублей.
В самом дорогостоящем варианте ко всему вышеописанному добавляются затраты на покупку отдельных серверов для хранения архива, внедрение информационной системы, приобретение дорогостоящих мобильных устройств для водителей и тому подобное. Необходимость таких вложений каждая компания определяет для себя самостоятельно, но для начала работы с электронными документами они не обязательны, — заключил Владислав Сарнацкий. |
Руководитель проекта «Контур.Логистика» («СКБ Контур», партнер ПЭК) Павел Коптелов отметил, что пересылка одного электронного документа через оператора ЭДО обойдется в 10 рублей, комплект из электронной транспортной накладной и путевого листа — 15 рублей. На конец октября 2020 года текущие затраты на бумагу и печать 3-х экземпляров транспортной накладной и путевого листа — 20 руб. Затраты на возврат документов грузоотправителю и экспедитору (если водитель не возвращается к месту погрузки) — от 300 руб.
По расчетам Павла Коптелова, затраты перевозчика в расчете на один документ составят не более 30,8 рублей при среднем количестве рейсов в день 100 поездок. Эта цифра складывается из тарифа оператора (15 руб. за комплект документов), амортизации мобильного устройства (14 руб. при средней стоимости смартфона водителя 7000 руб. и сроком его амортизации 2 года).
Выпуск КЭП на менеджера транспортной компании (3тыс руб. на год) и расходы на интеграцию ПО с учетной системой добавят менее 1 рубля в год, если исходить из стоимости модуля 1С в 12 тыс руб.(0,48 + 0,12 = 0,6 руб.). Оставшиеся 1,2 руб. добавим на мобильный интерфейс водителя (стоимость в год 300 руб. в расчете на 250 рабочих дней в году).
Подписанная электронная транспортная накладная становится доступной в качестве первичного учетного документа всем сторонам перевозки сразу же после ее подписания сторонами[8].
Сеть магазинов «Впрок» провела более 5,5 тыс. отгрузок с помощью электронных накладных в Synerdocs
Сеть магазинов «Впрок» перешла на электронные транспортные накладные в Synerdocs. Об этом 9 сентября 2020 года сообщила компания «Директум». Подробнее здесь.
«JTI Россия» опробовала электронные ТТН в сервисе Synerdocs
25 марта 2020 года компания JTI Россия сообщила, что опробовала электронные товарно-транспортные накладные (ЭТТН) в сервисе Synerdocs.
По информации компании, в феврале 2020-го года состоялся пилотный проект с использованием ЭТТН. В нем приняли участие пять организаций. Инициатором пилота выступила компания JTI Россия. Перевозку груза выполнили водители транспортных компаний «Итеко» и Nawinia. Также в проекте приняли участие организации «Авалон» и «Смайл Лоджистик». Подробнее здесь.
«Минтранс» запустил эксперимент по продвижению электронной транспортной накладной
28 февраля 2020 года стало известно о том, что в России на государственном уровне занялись цифровыми грузоперевозками. Министерство транспорта РФ выработает и закрепит стандарты использования электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ). С этой целью уже запущен пилотный проект при участии сервиса Synerdocs. С февраля по октябрь 2020 года участники грузоперевозок откажутся от бумаги и будут обмениваться перевозочными документами в режиме онлайн.
Как сообщалось, Минтранс планомерно повышает прозрачность перевозок в стране. Так, в 2019 году ведомство рассказало о разработке сервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов (Суперсервис 22)», а в начале 2020 — объявило о пилотном проекте по переходу на ЭТрН и ЭПЛ. По мнению представителей Минтранса, эксперимент простимулирует бизнес отказаться от бумаги в грузоперевозках, снимет страхи, связанные с электронным документооборотом (ЭДО), и ускорит запуск суперсервиса.
Суперсервис выступит дополнением к технологии ЭДО и повысит удобство онлайн-оформления и сопровождения грузоперевозок. С функциями операторов ЭДО он конкурировать не будет.
Пилотный проект продлится до 30 октября 2020 года и позволит перевести в электронный вид почти три миллиарда перевозочных документов. Эксперимент пройдет на территории Москвы, Московской, Калужской, Рязанской областей, Татарстана и Краснодарского края. Курирует переход на цифровую модель документооборота межведомственная рабочая группа в составе представителей МВД, ФНС, Минтранса, Ространснадзора, Росавтотранса, Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).
Обмениваться ЭТрН и ЭПЛ участники эксперимента будут через коммерческие платформы электронного документооборота, в том числе через Synerdocs. Выбор не случаен, так как сервис первым на рынке разработал и внедрил решение по обмену электронными транспортными накладными.
В 2018 году вышло в свет комплексное бизнес-решение Synerdocs «Электронный документооборот в грузоперевозках». На февраль 2020 года ЭТрН продуктивно используют грузоотправители, грузополучатели и транспортные компании — FM Logistic, DB Schenker RUSSIA, ПДК, Wildberries и другие крупные поставщики торговых сетей. За это время образованы множество цепочек поставок, запущены перспективные пилотные проекты. Плюс мы продвинулись дальше и первыми протестировали полноценное решение по использованию электронной товарно-транспортной накладной. Добавлю, что формат ЭТрН, разработанный Synerdocs, отвечает требованиям госорганов и удобен для бизнеса. Мы готовы поделиться опытом внедрения со всеми участниками эксперимента. Уверен, что благодаря проекту Минтранса нам совместно с другими операторами ЭДО удастся выработать стандарты использования электронной ТрН, а также договориться по единому формату документа. рассказал Иван Агапов, руководитель бизнес-направления |
На февраль 2020 года участие в пилотном проекте подтвердили еще два оператора ЭДО — «КОРУС Консалтинг СНГ» и E-COM. Тестировать безбумажные грузоперевозки будут крупнейшие грузоперевозчики и агрегаторы: ГК «Совтрансавто», АПХ «Мираторг», ГК «Деловые линии», FM-Logistic, «Сельта» (перевозчик торговой сети «Магнит»), «Агро-Авто» (перевозчик Х5 Retail Group), XPO Logistics, Яндекс.Такси. Также в эксперименте примут участие клиенты Synerdocs, которые уже внедрили электронную транспортную накладную.
В Минтрансе рассказывают, что по итогам эксперимента будут сформированы конкретные предложения по изменению нормативно-правовых актов. Также появится дорожная карта по дальнейшему продвижению ЭтРН и ЭПЛ на территории РФ.
Большие надежды на проект возлагает директор Ассоциации ЦТЛ Антон Замков. Он считает, что оцифровка транспортных документов на государственном уровне, создание единых стандартов обмена данными между госорганами и бизнесом — масштабные и важнейшие шаги для развития отрасли.
Смотрите также
- Грузоперевозки автомобильные (рынок России)
- Грузоперевозки внутренним водным транспортом (рынок России)
- Грузоперевозки морским транспортом (рынок России)
- Железнодорожные грузоперевозки (рынок России)