Информационные технологии в аэропорту Шереметьево
Статья посвящена созданию и развитию информационных технологий в аэропорту Шереметьево.
История
2024
Аэропорт «Шереметьево» перешел на российское ПО вместо французской системы Resa
25 ноября 2024 года международный аэропорт Шереметьево объявил о внедрении отечественной системы обмена информацией между различными службами и авиакомпаниями. Вместо французского программного обеспечения Resa Message Broker развернута шина аэропортовых сообщений Reksoft AMG, разработанная российской компанией «Рексофт». Подробнее здесь.
Аэропорт Шереметьево создал своего цифрового двойника и теперь экономит 1 млрд рублей в год
Международный аэропорт Шереметьево внедрил систему «цифрового двойника», которая позволяет ежегодно экономить более 1 млрд рублей за счет оптимизации рабочего расписания сотрудников. Об этом стало известно 4 июля 2024 года.
Аэропорт разработал и внедрил уникальную цифровую экосистему управления производственными процессами в 2022 г. Система позволяет существенно повысить эффективность управления ресурсами и оптимизировать затраты.
Цифровой двойник Шереметьево представляет собой имитационную модель, которая ежедневно подсчитывает число посетителей в аэропорту. Это помогает руководству определять точное количество персонала, необходимого для обслуживания багажа, продажи билетов, обслуживания воздушных судов и уборки помещений.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Глеб Леонов, руководитель отдела современных средств автоматизации и искусственного интеллекта ИT-интегратора «Первый Бит.NFP», пояснил, что цифровой двойник – это цифровая копия системы, которая живет и меняется синхронно с реальным объектом. Основное свойство цифрового двойника в том, что он привязан к реальности.
Система позволяет прогнозировать все ключевые показатели авиаузла. Она моделирует работу взлетно-посадочных полос, пассажирских и грузовых терминалов, системы обработки багажа, досмотрового оборудования, а также всего персонала и техники.
Михаил Василенко, генеральный директор аэропорта Шереметьево, сообщил, что данные для создания цифрового двойника собирались на протяжении 20 лет. Это позволило создать точную и эффективную модель работы аэропорта.
Шереметьево стал первым в России аэропортом и одним из немногих в мире, получившим сертификат уровня Tier III на проект Центра обработки данных. Новый ЦОД повысил устойчивость бизнес-процессов и функционирования всех ключевых систем аэропорта.[1]
Аэропорт «Шереметьево» закупает российские серверы и СХД на 190,8 млн рублей
Международный аэропорт «Шереметьево» в конце мая 2024 года объявил о закупке отечественных серверов и систем хранения данных (СХД) на общую сумму 190,8 млн рублей. Соответствующие тендеры были опубликованы на сайте госзакупок 23 мая 2024 года, а заявки на участие принимаются до 6 июня 2024 года. Итоги будут подведены 19 июня 2024 года. Подробнее здесь.
Аэропорт «Шереметьево» переходит на российскую систему контроля и управления инженерным оборудованием за 133,6 млн рублей
Международный аэропорт «Шереметьево» в середине мая 2024 года объявил тендер на внедрение отечественного программного обеспечения для автоматизированной системы контроля и управления инженерным оборудованием (BMS). Целью данного проекта является импортозамещение иностранных аналогов и перевод этих систем на российское ПО. Подробнее здесь.
2022: Аэропорт "Шереметьево" представил цифровую экосистему отраслевому сообществу
16 ноября 2022 года международный аэропорт Шереметьево представил отраслевому и экспертному сообществу комплекс разработок в качестве базы для создания национальной цифровой аэропортовой экосистемы.
Правительство поставило задачу перед предприятиями критической инфраструктуры, включая авиационный транспорт, провести в кратчайшие сроки импортозамещение в части программного обеспечения. Международный аэропорт Шереметьево возглавил Индустриальный центр компетенций «Аэропорты», поскольку у нас есть разработки, компетенции и опыт. Мы предлагаем решение, которое может быть в целом либо в своих составных частях - модулях применено во всех аэропортах страны, отметил генеральный директор АО «МАШ» Михаил Василенко.
|
Шереметьево разработал и реализует программное обеспечение с применением методов искусственного интеллекта.
Цифровая экосистема МАШ позволяет в автоматическом режиме управлять аэропортовым производством за счет обработки больших объемов данных. Совокупность этих процессов позволяет значительно оптимизировать затраты и повысить эффективность работы.
Цифровая экосистема управления производственными процессами МАШ включает в себя:
- AODB - Центральная аэропортовая база данных (ЦАБД) «Синхрон» - основной инструмент управления операционной деятельностью аэропорта;
- система совместного принятия решений с авиакомпаниями (A-CDM);
- RMS - автоматизированная система управления ресурсами с применением графического интерфейса;
- цифровой двойник - система долгосрочного и краткосрочного моделирования, анализа и оптимизации деятельности аэропорта с применением методов искусственного интеллекта, в том числе нейросетей;
- другие перспективные системы, включая управленческую отчетность и коммерческие инструменты для принятия своевременных адекватных решений.
Шереметьево разработало и внедрило систему совместного принятия решений с авиакомпаниями (A-CDM), используя собственную инновационную производственную базу данных «Синхрон».
Точная система прогнозирования позволила разработать цифровой двойник аэропорта Шереметьево, моделирующий работу взлетно-посадочных полос, пассажирских и грузовых терминалов, систем обработки багажа и досмотрового оборудования, персонала и техники. Плюсы системы заключается в постоянном автоматическом переобучении и мгновенной реакции на изменения.
Оперативное реагирование на изменения позволяет Шереметьево минимизировать негативное влияние на экономику аэропорта и сохранять производственные возможности для стабильного обеспечения функционирования в постоянно меняющихся условиях. Цифровая экосистема Шереметьево за счет оптимизации планирования позволяет ежегодно экономить свыше 1 млрд рублей.
Цифровая экосистема Шереметьево дает гибкость реагирования на запросы и потребности авиакомпаний за счет понимания влияния на экономику аэропорта их инициатив и дает возможность предоставлять дополнительные скидки на обслуживание. Это выгодно для всех сторон: аэропорта, авиакомпаний и в конечном итоге для пассажиров.
Государство и отраслевой бизнес столкнулись с вызовами и угрозами, которые в ряде случаев ускорили принятие и реализацию решений по цифровизации в транспортной отрасли, импортозамещению решений иностранных разработчиков, дальнейшему обеспечению технологического суверенитета. Хороший пример - переход всех отечественных авиакомпаний на российские системы бронирования. Угроза одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров и, как следствие, сбоя в авиасообщении, стало стимулом к ускоренному переходу - к концу октября 2022 года все российские авиакомпании стали использовать отечественные системы бронирования. Я уверен, что этот масштабный проект может стать примером того, как государство совместно с бизнесом может в кратчайшие сроки решать злободневные проблемы, вставшие перед отраслью, отметил заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
|
2021
Шереметьево создает цифровую модель аэропорта на основе ИИ и Big Data. Уже получен эффект в 1 млрд рублей
В 2020 году аэропорт Шереметьево сделал значительный шаг вперед во внедрении технологий производственного моделирования, то есть математического описания процессов своей деятельности. Об этом говорится в годовом отчете аэропорта, который был одобрен на 28 июня 2021 года на годовом общем собрании акционеров.
Последовательное математическое моделирование производственных процессов решает задачу формирования единой цифровой модели работы аэропорта, которая в полном объеме появится в среднесрочной перспективе, объясняется в отчете. В 2020 году математическое моделирование охватило, в частности, следующие процессы:
- обслуживания воздушных судов на перроне (как пассажирских, так и грузовых),
- обработки багажа в автоматической системе,
- процедуры обеспечения авиационной безопасности.
При этом, утверждают в Шереметьево, общий эффект от внедрения модели уже превысил 1 миллиард рублей.
Также моделирование позволило снизить количество задержек рейсов, уменьшить очереди для пассажиров, уменьшить объем потерянного багажа и выстроить рабочие смены оптимально с точки зрения баланса интересов сотрудников и потребностей производства.
По плану в 2021 году в цифровой формат будут переведены такие процессы, как:
- определение мест стоянок воздушных судов и моделирование загруженности,
- взлетно-посадочные полосы (то есть, фактически, оптимизация всего движения самолетов по аэродрому),
- регистрация пассажиров на стойках в терминалах,
- обслуживание пассажиров с ограниченными возможностями, и другие.
В 2020 году аналитическая команда Шереметьево в сфере математического моделирования в начала применять системы машинного обучения. И теперь факторы выявляются не на основе гипотез аналитиков, а на основе значительных накопленных данных (Big Data), взаимные зависимости между которыми определяют системы искусственного интеллекта. Таким образом удалось повысить точность прогнозирования более чем в 5 раз, сказано в годовом отчете.
Как результат, цифровая модель работы аэропорта в существующих параметрах позволяет делать точные прогнозы производственной деятельности и открывает новые возможности для финансового и управленческого планирования. Уже сейчас результаты моделирования используются в процессах бюджетирования, планирования капитальных затрат, в т.ч. на строительство инфраструктуры, планирования найма и обучения персонала. А с недавних пор с помощью моделирования принимаются решения о привлечении тех или иных авиакомпаний.
В ближайшей перспективе цифровая модель будет в автоматическом режиме оптимизировать расписание рейсов с учётом пропускной способности инфраструктуры, погоды, задержек самолётов в других аэропортах, минимизировать время руления для комфорта пассажиров. Также она будет создавать планы набора, обучения персонала, определять максимально эффективные смены работы, определять потребности и планы закупки техники.
Кроме того, планируются внедрение системы рекомендаций для координации расписания, системы управления и согласования допущений (производственных нормативов) и разработка инструментов для различных подразделений, позволяющих повысить прозрачность принимаемых решений.
Единая цифровая модель аэропорта строится таким образом, чтобы в будущем принять на себя такие фундаментальные управленческие задачи, как мониторинг и управление аэродромом, включая визуализацию, управление движением и т.п., автоматизацию обслуживания (багаж, регистрацию, межтерминальный трансфер, паспортный контроль, безопасность и др.), операционное управление аэропортом в реальном времени (согласование решений по подразделениям, взаимодействие с авиакомпаниями и т.п.), управление расходом ресурсов (от топлива и противообледенительной жидкости до коммунальных ресурсов и бюджетов), управление персоналом, а также прогнозирование и перспективное планирование, - поясняется в годовом отчете аэропорта Шереметьево. |
Внедрение системы распознавания лиц для автоматизации предполетных процедур
В феврале 2021 года стало известно о внедрении биометрического контроля в аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево». Новая технология позволит позволит полностью автоматизировать прохождение предполетных процедур. Подробнее здесь.
2020: Как ИИ помогает управлять аэропортом: опыт Шереметьево
Выступая 24 ноября на онлайн-конференции TAdviser Summit 2020, директор дирекции производственного моделирования международного аэропорта Шереметьево Сергей Коняхин рассказал об опыте и планах применения технологий искусственного интеллекта в аэропорту.
Шереметьево является крупнейшим аэропортом России, обладающим самой масштабной терминальной и аэродромной инфраструктурой в стране: 6 пассажирских терминалов общей площадью более 570 тыс. кв. м, три взлетно-посадочные полосы, карго-терминал мощностью 380 тыс. тонн грузов ежегодно, другие объекты.
Бесперебойное функционирование всех систем Шереметьево требует точного планирования, диспетчеризации всех процессов, эффективного распределения ресурсов, отметил Сергей Коняхин.
При этом прогнозирование производственной деятельности аэропорта должно формироваться с учетом ряда специфических факторов. В их числе: неоднородность объема пассажиропотока и грузопотока - в течение суток, недели, сезона постоянно меняется потребность в ресурсах и нагрузка на системы аэропорта; масштабы инфраструктуры, распределение нагрузки между терминалами, зонами перрона; необходимость во взаимодействии большого количества служб аэропорта; влияние погодных и сезонных факторов.
С целью решения двух важных задач – снижения производственных рисков и увеличения прибыли – аэропорт Шереметьево разработал и внедрил системы автоматического долгосрочного и краткосрочного планирования персонала и ресурсов. В аэропорту и компаниях, участвующих в обслуживании пассажиров и самолетов, работает более 10 тыс. человек, используются тысячи единиц техники, привел данные представитель Шереметьево. Чтобы снизить риски и увеличить прибыль, аэропорт должен точно знать минимально необходимое количество всех видов персонала и техники в конкретный момент времени в каждой точке.
Зная потребности в персонале по месяцам, система подбирает оптимальное штатное расписание, графики набора персонала, обучения и переобучения. Зная потребности по дням недели, система подберет графики расстановки техники, а по часам – система помогает планировать ранние выезды на работу, обеды и релокации в течение дня.
Для оценки потребностей по каждому промежутку времени требуется учесть множество факторов, говорит Сергей Коняхин. Решением стало использование технологий машинного обучения. Для каждой из прогнозируемых величин были подобраны оптимальные алгоритмы машинного обучения, подготовлены данные, подобраны дополнительные агрегации данных.
Если выражаться банковским языком, мы должны не просто ответить на вопрос, вернет человек кредит или нет, а мы должны сказать, в какое отделение, в какое время и какими купюрами он этот кредит будет возвращать, - отметил Сергей Коняхин. |
В пример реализации этой аналитики Сергей Коняхин привел прогнозирование загрузки самолета. Раньше ее брали равной 80% от компоновки самолета. И отклонения достигали до 40%, что непозволительно для оптимального расчета. А с помощью машинного обучения менее чем за год точность прогнозов повысилась практически в 10 раз, говорит он. И это не предел.
Конечно, что-то мы прогнозируем лучше, что-то хуже. Иногда нас очень «подводят» хоккейные команды или оркестры, которые неожиданно портят прогноз по багажу, - отмечает представитель аэропорта Шереметьево. |
Он также рассказал, с чем столкнулась компания при тестировании систем планирования ресурсов. Оказалось, что рассчитать оптимальное количество ресурсов недостаточно, так как диспетчеры были не готовы управлять таким количеством ресурсов. В итоге случалось, что оборудование находилось в неправильных локациях, ресурсы не распределялись правильно между зонами в пределах дня. Также на тот момент еще не панировались обеды и задержки на работе. Получалось, что мог наступить пик нагрузки, а сотрудников в это время требовалось отпустить на обед.
В итоге на основе систем предсказания были разработаны системы автоматического оперативного планирования ресурсов и персонала с рекомендациями на смену для каждого диспетчера, рассказывает Сергей Коняхин.
По данным аэропорта Шереметьево, результате внедрения систем автоматического долгосрочного и краткосрочного планирования персонала и ресурсов были достигнуты следующие эффекты:
- проведена калибровка системы планирования на реальных процессах и устранены ее недостатки;
- реализованы рекомендательные системы для диспетчеров с целью управления ресурсами с учетом будущих событий;
- произведена существенная оптимизация расходов компании.
Дальнейшими направлениями развития систем искусственного интеллекта является автоматическая диспетчеризация и автоматизация функций административного персонала, а также формирование максимально прозрачной отчетности и подробного факторного анализа для топ-менеджмента компании.
В перспективе использование систем искусственного интеллекта будет способствовать поддержанию высокого качества обслуживания пассажиров, авиакомпаний и пунктуальности выполнения рейсов с учетом долгосрочного роста пассажирских и грузовых перевозок.
2019: Ключевые проекты в сфере цифровизации
В годовом отчете за 2019 год аэропорт Шереметьево отчитался о ключевых проделанных работах в области цифровизации. В документе отмечается, что аэропорт продолжил внедрение и развитие современных информационных технологий, направленных на улучшение бизнес-процессов в аэропорту. Ниже приводятся примеры наиболее знаковых проектов, выполненных в 2019 году.
В сфере пассажирских сервисов
Кабины паспортного контроля в Терминале С были оборудованы устройствами считывания DSM-Frontier (модуль служб паспортного контроля) для контроля доступа пассажиров на основании сканирования электронного посадочного талона. Устройства позволяют считывать информацию с бар-кода посадочного талона на мобильном телефоне и предоставлять контролеру информацию о рейсе, на который зарегистрирован пассажир, без использования распечатанного на бумаге посадочного талона.
Кроме того, предоставление доступа к программному модулю контроля прохождения личного досмотра DSM-Gate на стойках выхода на посадку позволяет агентам по посадке следить за прохождением пассажирами личного досмотра и контролировать отсутствие ограничений при досмотре их багажа, отмечается в годовом отчете.
Трансферная зона Южного терминального комплекса была оснащена воротами IER710 для автоматизированной проверки посадочных талонов и допуска трансферных пассажиров с прибывающих рейсов в залы ожидания вылета на следующий рейс. Оборудование закуплено и поставлено в Шереметьево в 2019 году. Работы по монтажу начаты в ноябре 2019 года, ввод в эксплуатацию запланирован на лето 2020 года.
Также были установлены новые кластеры мониторов отображения полетной информации для пассажиров, унифицированы решения по отображению полетной информации во всех терминалах аэропорта в целях автоматизации и улучшения информационного обслуживания пассажиров.
А у автовладельцев появилась возможность оплаты парковки в Шереметьево через официальный сайт аэропорта и с помощью мобильного приложения.
Еще в 2019 году был принят в эксплуатацию новый программный комплекс управления контактным центром для обработки входящих телефонных вызовов пассажиров. Он интегрирован с системами внутренней телефонной сети аэропорта. В ходе проекта внутренние информационные сайты, к которым обращаются сотрудники контакт-центра, были внесены во встроенную базу знаний. В Шереметьево утверждают, что итогом проекта стало повышение эффективности контроля работы операторов контакт-центра.
В сфере обработки багажа
В 2019 году в Шереметьево внедрили современную единую систему сверки багажа BRS (Baggage Reconciliation System) для всех терминалов аэропорта. Она позволяет отслеживать статус обработки и досмотра багажа, вести учет его загрузки по всему аэропорту, формировать багажные манифесты и отчеты, выгружать багажную статистику для внешней отчетной системы.
Также была реализована система аналитической отчетности по багажу BagTrack, позволяющая формировать структурированные отчеты по всему зарегистрированному и обработанному в аэропорту багажу за любой период с разбивкой на категории: отправленный, неотправленный, досылочный, несканированный, багаж пассажиров с отмененной перевозкой, а также определять факторы по неотправленному багажу.
Еще была внедрена единая система обмена багажными сообщениями и полетной информацией для оптимизации архитектуры обмена данными между багажными системами и с хостами регистрации авиакомпаний, сокращения количества интерфейсов с внешними хостами и нагрузки на глобальные сети обмена информацией. Теперь все системы обработки багажа в терминалах и межтерминальных соединениях аэропорта подключены к единому локальному брокеру сообщений для обмена багажными сообщениями и передачи данных по расписанию рейсов.
В сфере повышения эффективности бизнес-процессов
В Шереметьево были разработаны и реализованы принципы совместного принятия решений A-CDM (Airport-Collaborate Decision Making) на основе аэропортовой базы данных «Синхрон», которая интегрирована с ИТ-решениями базовой авиакомпании «Аэрофлот», органов управления воздушным движением и партнеров. За счет использования данных всех производственных ИT-систем она позволяет вести контроль выполнения операций полностью в автоматическом режиме с точностью до 1 минуты, заявляют в Шереметьево.
Система обеспечивает координацию работы различных бизнес-подразделений аэропорта, авиакомпаний, хэндлеров, ОрВД и представителей государственных контролирующих органов. В аэропорту заявляют, что это позволяет повысить пропускную способность, обеспечить пунктуальность рейсов, сократить время ожидания в очереди на вылет воздушного судна для критичных рейсов, оптимизировать использование ресурсов в аэропорту.
Кроме того, были внедрены или существенно улучшены модули автоматизированной системы управления ресурсами (RMS): «Перспективное планирование стоек регистрации», «Управление персоналом и спецтехникой Дирекции обработки багажа», «Управление персоналом по доставке трансферного багажа прилету», «Управление персоналом ООО Шереметьево-Безопасность», «Управление каруселями комплектации багажа» и ряд других.
В сфере обеспечения транспортной безопасности
В 2019 году, по данным Шереметьево, в аэропорту были реализованы следующие инновационные решения:
- был протестирован программно-аппаратный комплекс по автоматическому обнаружению предметов, запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности с помощью нейросетей;
- в Терминалах В и С установлены камеры видеонаблюдения, которые позволяют в том числе реализовывать розыск в пассажиропотоке;
- внедрена система централизованного управления, сбора информации и мониторинга состояния работы многозонных арочных металлодетекторов, благодаря которой стало возможно дистанционно управлять настройками оборудования, получать достоверную информацию о загруженности каждого пункта пропуска и, в свою очередь, более эффективно распределять людские ресурсы, задействованные при досмотре;
- внедрена система радиационного контроля, которой в новом Терминале С оснащены все входные группы. Это решение позволяет проверять радиационную безопасность без неудобств для посетителей, минимизировать человеческий фактор при регистрации, архивировании и обработке данных, генерировать оповещения о тревожных событиях в целях оперативного реагирования и связывать данные радиационного контроля с данными видеонаблюдения;
- протестирована система мониторинга состояния внимания операторов, способная отмечать уровень бдительности сотрудника. Систему слежения за действиями операторов планируется в будущем интегрировать в досмотровую технику всех терминалов аэропорта.
Следует отметить, что значительная часть оборудования и решений в сфере безопасности в аэропорту Шереметьево обеспечивается отечественными разработчиками и производителями, - отмечается в годовом отчете аэропорта за 2019 год. - Это прежде всего касается досмотрового оборудования, систем видеонаблюдения, систем контроля управления доступом, тревожно-вызывной сигнализации, программных решений верхнего уровня, а также систем охраны периметра аэропорта. |
2015
Создание распределенного ЦОД на базе технологий Cisco и NetApp
В октябре 2015 года компания «АТМ-Груп» сообщила о проекте создания распределенного ЦОД по заказу Международного аэропорта Шереметьево на базе системы FlexPod - совместного решения компаний Cisco и NetApp[2]. На сайте «АТМ-Груп» говорится, что Шереметьево для поддержки функционирования ИТ-систем аэропорта использовал ЦОД, включающий в себя развитую сетевую и серверную инфраструктуры, на основе которой предоставляются производственные и офисные ИТ-сервисы, строящиеся как на специфических аэропортовых приложениях, так и на сервисах на базе ПО SAP, Microsoft, Oracle. При этом, оборудование и приложения были распределены по двум технологическим площадкам разного масштаба.
Для повышения надежности и качества предоставления ИТ-сервисов у АО «МАШ» необходимо было объединить две имеющиеся площадки в единую надежную инфраструктуру хранения и обработки данных. Такая конфигурация позволила бы обеспечить дополнительный уровень защиты данных с использованием репликации и возможность перераспределения нагрузки.
Для реализации задачи, по утверждению «АТМ-Груп», специалисты АО «МАШ» рассматривали оборудование HP, IBM, Hitachi, Cisco и NetApp. Cisco и NetApp приняли решение предоставить единый продукт – FlexPod, который включает в себя серверы Cisco UCS, системы хранения данных NetApp и конвергентное коммутирующее оборудование Cisco, сказано в пресс-релизе компании.
Подробнее о проекте здесь.
Оптимизация затрат на софт Oracle
В апреле 2015 года компания Comparex сообщила о завершении проекта по управлению лицензиями Oracle в аэропорту Шереметьево. Теперь затраты на лицензии Oracle одной из крупнейшей воздушной гавани России рассчитываются максимально точно, исходя из реальных потребностей и оптимального способа приобретения ПО, заявили в Comparex.
Шереметьево использует специализированные системы для автоматизации деятельности компании на базе технологий Oracle. Одна из таких систем - производственная база данных «Синхрон», говорилось в пресс-релизе Comparex[3]. «Синхрон» обеспечивает управление всеми бизнес-процессами в аэропорту, связанными с наземным обслуживанием воздушных судов.
2014: Как устроена ИТ-инфраструктура Шереметьево. Интервью TAdviser с Кириллом Куликовым
Начальник Службы технической инфраструктуры Дирекции по ИТ аэропорта Шереметьево Кирилл Куликов в интервью TAdviser в сентябре 2014 года рассказал о том, как устроена ИТ-инфраструктура одного из крупнейших транспортных узлов России, о текущих и планируемых проектах, а также об ИТ-услугах, которые аэропорт предоставляет сторонним компаниям. Подробнее здесь.