Информационные технологии
в Федеральном казначействе РФ
Федеральное казначейство РФ (ФК) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию, контролю над операциями со средствами бюджетной системы РФ.
Ключевые информационные системы
Автоматизированная система Федерального казначейства
Основная статья: Казначейская система Российской Федерации
Создание автоматизированной системы федерального казначейства (АС ФК) стало одним из самых масштабных государственных ИТ-проектов в России в 2000-х годах.
Системы связи и портальные системы
На начало 2019 года телекоммуникационные и портальные системы ФК включают:
- Ведомственную транспортную сеть (ВТС),
- Системы видеоконференцсвязи (ВКС),
- Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС),
- ГИС "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях" (ГИС ГМУ),
- Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП),
- Систему обеспечения сбора, анализа и визуализации данных для центрального аппарата Федерального казначейства (КПЭ),
- Государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (ГАСУ),
- Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ).
ИТ-инфраструктура
Импортозамещение информационных систем
Основная статья: Импортозамещение информационных систем в Федеральном Казначействе
Хроника цифровизации
2024
Заключен контракт на внедрение СБП в платформу казначейских платежей за 278 млн рублей
30 сентября 2024 года стало известно о том, что компания «РТ Лабс» (дочерняя структура «Ростелекома») выиграла тендер по созданию интеграционного сервиса системы быстрых платежей (СБП) для Федерального казначейства. Сумма контракта составляет 278 млн рублей. Подробнее здесь
Минфин РФ перевел продажу конфискованного имущества на ГИС «Торги»
С 1 сентября 2024 года Минфин РФ перевел продажи конфискованного в пользу государства имущества на платформу ГИС «Торги». Цель инициативы заключается в повышении прозрачности процесса.
Новый порядок реализации устанавливается только для обращенного в собственность государства движимого имущества, задержанных товаров, вещественных доказательств и изъятых вещей стоимостью до 10 тыс. рублей. В соответствии с новым правилами для приобретения имущества в ГИС «Торги» необходимо: зарегистрироваться в качестве участника торгов; выбрать необходимый лот и акцептовать публичную оферту; оплатить приобретаемый лот сразу или в течение 10 дней после акцепта оферты; подписать акт приема-передачи имущества. Правила предусматривают автоматическое снижение цены на каждом этапе при отсутствии поданных предложений.
На электронных площадках останутся этапы подачи заявок и последующих ценовых предложений при проведении торгов — по аналогии с госзаказом. Однако, как сообщает газета «Коммерсантъ», участники рынка выражают опасения, что это лишь начало процесса по переводу на ГИС «Торги» всех торгов госимуществом. Говорится, в частности, что новая функциональность системы позволит Минфину постепенно перевести в нее и процесс приватизационных продаж казенных объектов. В ведомстве, впрочем, заявляют, что планов самостоятельно продавать госимущество нет.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян считает, что государство обоснованно стремится контролировать процесс продажи госимущества. Однако, по его словам, перевод продаж на одну платформу, то есть кардинальное изменение рынка, потребует длительной адаптации, а значит, приведет к финансовым потерям. А это может обернуться снижением качества услуг. Руководитель департамента по приватизации Российского аукционного дома (РАД) Григорий Начинкин не видит оснований для усиления контроля над продажей госимущества, называя процесс абсолютно прозрачным для государства и покупателей.[1]
Федеральное казначейство РФ обновляет десятки тысяч лицензий «Р7-Офис» за 120 млн рублей
1 августа 2024 года стало известно, что Федеральное казначейство России обновляет десятки тысяч лицензий офисного программного обеспечения «Р7-Офис» за ₽120 млн. Ведомство закупает права на обновление 30,3 тыс. лицензий «Р7-Офис» сроком на 2 года. Из них 28,3 тыс. лицензий покупаются для десктопной версии ПО, 2 тыс. – для серверной. Подробнее здесь.
Федеральное казначейство завершило тендер на развитие объектного хранилища для своих ГИС на 187,7 млн рублей
Федеральное казначейство России завершило тендер на развитие объектного хранилища для своих государственных информационных систем (ГИС) стоимостью ₽187,7 млн. Об этом стало известно в конце июля 2024 года. Подробнее здесь.
Федеральное казначейство нашло подрядчика СХД Yadro на 0,5 млрд рублей для перехода с Oracle на PostgreSQL
Федеральное казначейство России заключило контракт на поставку модулей памяти для систем хранения данных (СХД) Yadro Tatlin.Unifiedна сумму ₽492,7 млн. Об этом стало известно в июле 2024 года. Победителем тендера стала компания «Инфосел», специализирующаяся на интеграции ИТ-решений. Данное оборудование необходимо для реализации проекта по переходу с американской СУБД Oracle на отечественную PostgreSQL. Подробнее здесь
В Правительстве оценили эффекты от цифровизации Казначейства
Заместитель председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко провёл совещание с руководством Казначейства России по вопросам цифровизации исполнения бюджета и сферы закупок. Информация об этом опубликована на официальном портале правительства в сообщении от 17 июля 2024 года.
Вице-премьер отметил эффективность действующей системы управления бюджетными средствами. В частности, уровень кассового исполнения, по его словам, вырос с 94,2% в 2019 году до 98,1% в 2023 году.
За счёт автоматизации процедуры перераспределения бюджетных средств её скорость увеличилась в 2 раза. Если в 2019 году сроки внесения изменений составляли более 50 рабочих дней, то по состоянию на июль 2024 года изменения происходят в течение 20 рабочих дней в среднем.
При этом каждый этап перераспределения средств фиксируется в цифровой системе мониторинга. Финансовые средства, направленные на новую цель, привязывают к конкретному результату. А это новые школы, дороги, современное оборудование в больницах и другие социально значимые проекты, отметил Дмитрий Григоренко.
Кроме того, Казначейство России активно применяет инновационные решения в сферах контрактации и госзакупок. Так, по данным на июль 2024 года 100% бюджетных проверок проходят в автоматическом режиме.
В то же время, благодаря электронному документообороту средний срок оплаты по контракту сократился до 2 рабочих дней. В 2022 году процедура занимала 30 рабочих дней в среднем.
Время на формирование одного платёжного документа уменьшилось до 20 секунд, тогда как в 2022 году для этого требовалось не менее 20 минут.
Было также отмечено, что за счёт оцифровки процедуры государственных закупок на 25% сократилось количество нарушений при подписании актов выполненных работ по сравнению с 2022 годом. Такие нарушения приводили к отказам в оплате, что замедляло реализацию социальных, инфраструктурных и других проектов.
«В эпоху технологий система управления бюджетными средствами должна быть быстрой и гибкой. От этого напрямую зависит скорость реакции на изменения в экономике и других сферах жизни страны. Мы видим, что действующая система управления деньгами результативна. Теперь задача – её донастроить. Для этого упор делаем на оптимизации бизнес-процессов и внедрении цифровых инструментов», – рассказал Дмитрий Григоренко. |
Вице-премьер также обозначил ряд ключевых задач, которые стоят перед Казначейством России. В первую очередь, это упрощение казначейского сопровождения, оптимизация процедуры и сроков выдачи субсидий юридическим лицам, а также дальнейшее ускорение процедуры перераспределения финансовых средств.
Отдельной задачей станет цифровизация механизма малых закупок и запуск соответствующей цифровой платформы. Ожидается, что это расширит возможности участия предпринимателей в госзакупках малого объёма. Параллельно платформа позволит агрегировать большее количество предложений, что, как следствие, приведёт к формированию наиболее выгодных условий и экономии бюджетных средств.
В рамках встречи руководитель Казначейства России Роман Артюхин отметил, что важнейшей задачей казначейства является завершение импортозамещения программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры, обеспечивающих казначейское обслуживание всей бюджетной системы Российской Федерации.
Он также подчеркнул, что по состоянию на июль 2024 года большинство подсистем ГИИС «Электронный бюджет» реализованы и развиваются на базе импортозамещённых отечественных решений с использованием современных технологий информационной безопасности.
Счетная палата рекомендовала Минцифры распространить опыт цифровизации Федерального казначейства на другие ведомства
25 июня 2024 года Счетная палата РФ обнародовала результаты аудита государственной информационной системы «Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети интернет» (ГИС ГМУ). По итогам анализа ведомство рекомендовало Минцифры распространить опыт внедрения этой платформы на другие госорганы.
Заказчиком работ по созданию и развитию ГИС ГМУ, а также ее оператором выступает Федеральное казначейство. В рамках реализации проекта разработаны внутренние документы нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере информационных технологий с применением общепризнанной библиотеки лучших практик ITIL, ITSM и Международного стандарта для управления и обслуживания ИТ-сервисов ISO 20000 (создан в 2005 году Британским институтом стандартов). Аудитор Счетной палаты Данил Шилков говорит, что эти документы могут рассматриваться как «лучшие практики» для применения госорганами при управлении ИТ, включая организацию и регламентацию всех этапов жизненного цикла информсистем.
Руководитель офиса центра бюджетного учета ИТ-интегратора «Первый Бит» Павел Фоминых в разговоре с изданием ComNews рассказал, что у Минцифры есть опыт распространения подобных практик и решений. Так, по его словам, министерство активно продвигает выполнение ИТ-разработки по гибкой методологии Agile, а сотрудничество между бизнесом и государством проходит по известной схеме согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ с неукоснительным соблюдением условий контрактов.
Счетная палата предложила внести изменения в законодательство в сфере ИТ, нацеленные на улучшение регулирования жизненного цикла ГИС и повышение эффективности расходования бюджетных средств. В частности, предлагается установить обязанности правообладателей по осуществлению государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых на каждом этапе создания (развития) ГИС.
Кроме того, говорится о необходимости определения требований к содержанию нормативного правового акта, регулирующего обязательства госоргана по созданию и развитию ГИС, предусмотрев «необходимость определения целей и задач создания (развития) системы, состава содержащихся в ней сведений, назначения и функциональности ее элементов, иных характеристик, а также требований к участникам системы и их полномочий».[2]
Счетная палата выявила несовершенства законодательства в ИТ-сфере
25 июня 2024 года Счетная палата РФ сообщила о том, что некоторые положения действующего законодательства в сфере ИТ несовершенны, а поэтому могут нуждаться в доработках. Речь, в частности, идет о требованиях в отношении государственных информационных систем.
Счетная палата провела аудит ГИС «Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети интернет» (ГИС ГМУ). В период с 2012-го по 2022 год расходы на эту платформу составили более 1,7 млрд рублей. Оператором ГИС ГМУ, а также заказчиком работ по ее созданию и развитию является Федеральное казначейство. Однако соответствующие полномочия и обязанности за ним нормативно не закреплены. Причина — отсутствие в действующем (на конец июня 2024 года) законодательстве требований к содержанию нормативного правового акта, предусматривающего обязанность госоргана по созданию и развитию ГИС.
Отсутствие такого акта как в отношении ГИС ГМУ, так и в отношении любой иной госинформсистемы, не позволяет оценивать соответствие системы ее целевому состоянию, а также осуществлять контроль за достижением целей и задач создания и развития ГИС и потенциально может приводить к использованию средств федерального бюджета без достижения результата, — говорится в отчете Счетной палаты. |
Выявлена еще одна проблема. На законодательном уровне не закреплена обязанность правообладателей осуществлять государственную регистрацию всех версий программного обеспечения, создаваемых в рамках развития ГИС за счет средств федерального бюджета. Это делает невозможной регистрацию разработок в национальном фонде алгоритмов и программ.[3]
Объём данных Казначейства прирастает на 22-25% ежегодно. Как развивается экосистема сервисов датацентричного ведомства
На конференции TAdviser SummIT, состоявшейся 28 мая, Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства РФ, рассказал о сервисах, предоставляемых ведомством, и о процессе создания вокруг них отечественной экосистемы государственных финансовых услуг.
Я напомню, что казначейство является третьим среди государственных органов по внесению доходов в бюджет среди министерств, — отметил Александр Албычев в своем выступлении на форуме. — В прошлом году оно принесло дохода более 600 млрд рублей. Это и для субъектов РФ, и для федерального бюджета. Эти средства уже пошли на различные нужды государства. У нас задача — увеличение возможности привлечения средств в бюджеты различных уровней. Просто человеческими ресурсами уже не получается увеличивать доходность, поэтому мы смотрим в сторону применения более эффективных инструментов с использованием искусственного интеллекта и расширения пространства признаков для принятия правильных решений. |
С помощью технологий искусственного интеллекта Казначейство занимается семантической разметкой данных, прогнозированием рисков неисполнения ключевых точек национальных проектов, интеллектуальным анализом бюджетных платежей и прогнозированием остатков на счетах. Кроме того, большие языковые модели используются в ведомстве как для подготовки ответов на запросы пользователей, так и в качестве голосового помощника для управления и поиска необходимой информации по финансовым отчётам.
Казначейство сейчас занимается, в частности, приемом платежей от бизнеса (C2G) при помощи СБП в рамках «Госуслуг». Через систему совершено уже 385 млн транзакций на сумму 577 млрд рублей. Использование такой системы позволило перейти на безналичные расчеты и сократить время поступления средств с 2 дней до 15 секунд. Это позволило сократить расходы предприятий госсектора и предоставить гражданам более удобные услуги. С декабря 2023 года были реализованы пилотные проекты в ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье» и для единого портала государственных и муниципальных услуг. С 1 июля запланировано тиражирование услуг работы с СБП для всех клиентов Казначейства.
Ещё одним цифровым сервисом Казначейства является так называемый «судебный кошелек», который позволяет через «Госуслуги» вносить деньги на судебные издержки и депозиты с возможностью проверять их статус через личный кабинет на «Госуслугах». Причем эти же данные доступны и через ГАС «Правосудие» при рассмотрении дел в судах. Это позволяет снизить риск при подготовке платежных документов, контролировать участникам юридических споров состояние своих финансов в системе и сократить издержки на обработку финансовых документов — только по арбитражным делам удалось снизить трудоемкость работ на 60 тыс. человеко-часов.
Также важным сервисом Казначейства является работа с цифровым рублём — именно это ведомство следит за правильностью финансовых транзакций для соблюдения условий использования цифровых рублей в бюджетных проектах, то есть у всех клиентов Казначейства. Этот проект является важным для контроля расходования бюджетных средств и выявления различных злоупотреблений при использовании третьей формы национальной валюты. С помощью интеграции системы Казначейства с цифровым рублём достигается прослеживаемость бюджетных транзакций для снижения злоупотреблений.
При работе этих и других сервисов Казначейства в его информационных системах накоплен уже огромный массив данных — порядка 7,5 ПБайт, к которому ежегодно добавляется ещё 1,5 ПБайта. Причем сейчас приходит перенос накопленных ведомством данных с классической архитектуры хранения данных в выделенной сети хранения SAN на конвергентные решения отечественных производителей. Большинство прикладных программ Казначейства уже переведено на российское ПО, однако замена базовых компонент — серверных операционных систем и гипервизоров — должна завершиться в 2027 году.
Казначейство на сегодняшний день можно назвать датацентричным ведомством, поскольку накоплен огромный объем данных, — заявил в своем выступлении Александр Албычев. — Мы создали внутри у себя подразделение, которое занимается непосредственно управлением данными, то есть это уже не разрозненное подразделение, а все внутри. Следующий шаг — это создание базовой кафедры совместно с МИРЭА и формирование с её помощью компетенций: курсов, лабораторных работ, преподавания для студентов. Нам нужны две специальности: аналитики данных и инженеры данных. Первый — разбирается в данных, и второй — кто умеет писать запросы к базе, настраивать интеграции и работать с озером данных. Следующий наш шаг — создание совместно с вузом научно-образовательного центра. В этом году мы планируем это сделать. |
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT, состоявшийся 28 мая, стал крупнейшим за всю историю его проведения: в общей сложности конференцию посетили более 1,5 тыс. делегатов, а в выставочной зоне было развёрнуто свыше 50 стендов компаний-поставщиков ИТ-продуктов и услуг. В рамках мероприятия прошли девять тематических сессий — больше, чем в прошлый раз. С докладами в пленарной части и тематических сессиях выступили порядка 150 человек. TAdviser SummIT прошёл при поддержке Минцифры. В нём принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, который в формате интервью на сцене ответил на острые вопросы участников ИТ-индустрии.
2023: Александр Албычев на TAdviser SummIT - об эволюции ИТ-ландшафта и пяти приоритетах цифровизации Казначейства
Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, выступая на пленарном заседании TAdviser Summit 30 мая 2023, рассказал о цифровизации Казначейства по пяти направлениям:
- работа с данными,
- искусственный интеллект,
- клиентоцентричность,
- импортозамещение,
- информационная безопасность.
По каждому из этих направлений специалистами ведомства ведется большая работа.
Вопросами управления данными занимается выделенное подразделение — Лаборатория данных. Один из успешных проектов был реализован в рамках мониторинга национальных проектов и государственных программ, предусмотренного законодательством.
По каждому из национальных проектов проводится несколько тысяч мероприятий, каждое из них имеет несколько контрольных точек с плановыми сроками исполнения. В общей сложности, это десятки тысяч контрольных точек, которые в течение года постоянно контролируются, и вручную анализировать своевременность прохождению контрольных точек сложно.
По итогам реализованного проекта в озеро данных ежедневно приходят данные с плановыми точками по мероприятиям, выполняется обновление по фактам исполнения контрольных точек. И если исполнения не зафиксировано, а плановый срок наступил, генерируется т.н. «автоинцидент», который по определенному маршруту доходит до ответственного исполнителя и тот отрабатывает инцидент по стандартной методологии. Этот бизнес-процесс успешно реализован, планируется распространение этого опыта на все госпрограммы, а затем и на субъекты, подчеркнул Александр Албычев.
Лабораторией искусственного интеллекта Казначейства уже внедрены распознавание речи для управления дашбордами и в контакт-центрах.
Второе важное дело — прогнозирование остатков на счетах Федерального Казначейства, которое разработано на уровне прототипа и уже внедряется. Заместитель руководителя Федерального казначейства сообщил, что Казначейство посредством управления ликвидностью на остатках заработало в бюджет по итогам прошлого года свыше 400 млрд. рублей. Соответственно, стоит задача максимально эффективно управлять остатками на лицевых счетах при помощи алгоритмов искусственного интеллекта. Эффективность модели зависит от количества критериев и признаков, которые она включает, отметил Александр Албычев. В данном случае в целях повышения эффективности в Казначействе начали использовать биржевые индексы, взаимозависимости между транзакциями внутри бюджетного процесса.
Большая работа в Казначействе ведется по обеспечению клиентоцентричности в отношении как внешних, так и внутренних клиентов, чтобы процессы, обеспечивающие их обслуживание, были максимально комфортными, прозрачными и качественными. Внешние клиенты — это государственные и муниципальные органы власти, учреждения, имеющие лицевые счета в ФК. Внутренние клиенты — порядка 40 тыс. казначеев по стране — это ревизоры, проверяющие легитимность использования бюджетных средств, бухгалтера, рассчитывающие зарплату для органов власти. Александр Албычев пояснил, что было сделано и делается на пути к большей клиентоцентричности.
Сначала в единой базе данных были описаны процессы, затем из них были выбраны ключевые, выполнен анализ клиентского пути с тем, чтобы стало понятно, на каких направлениях следует сосредоточить усилия. Представитель ведомства подчеркнул, что Казначейство совершенствует свои процессы непрерывно. Каждый процесс анализируется на клиентоцентричность, в ходе анализа сотрудники лаборатории решают, насколько эффективно процесс реализуется. На процесс выставляются определенные метрики, чтобы измерять количество обращений, быстродействие, при помощи опросов выявляется степень удовлетворенности.
К концу года планируется создать дашборд, в котором по критериям клиентоцентричности будут оцениваться сразу несколько бизнес-процессов, причем данные из ряда систем будут подкачиваться ежедневно в автоматическом режиме.
Важными направлениями работы являются импортозамещение и информационная безопасность. С точки зрения импортозамещения замена многих прикладных систем уже осуществлена, до 2025 года запланирован полный переход базовых компонент ГИС ФК на независимый технологический стек.
В контексте обеспечения ИБ Казначейством большое внимание уделяется подготовке специалистов, повышению их квалификации посредством участия во внутренних и внешних соревнованиях. Ведомством ведется постоянная, круглосуточная работа по отражению внешних атак, причем все инциденты ИБ аккумулируются и изучаются. При разработке информационных систем ФК обязательно осуществляется построение системы защиты информации.
В завершение Александр Албычев рассказал о базовой кафедре Казначейства в РТУ МИРЭА «Государственные финансовые технологии», откуда планируется набор более 40 студентов в 2023 году.
Нейросетевыми моделями мы начали заниматься пару лет назад, — сказал Александр Албычев. — Первыми реализованными алгоритмами стали распознавание голоса, речи и текста, как и у многих, кто начал заниматься этим направлением. Мы внедрили у себя голосовое управление дашбордов – можно голосом перелистывать слайды, «проваливаться» в различные аналитические разрезы. Кроме того, распознавание голоса используется в контакт-центрах при взаимодействии с нашими клиентами для анализа речи и повышения эффективности взаимодействия с клиентами |
TAdviser SummIT состоялся 30 мая 2023 года в Москве и собрал более 1000 участников. С докладами выступили заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов, вице-президент по ИТ ЕвразХолдинг Артем Натрусов и многие другие. В панельном интервью на вопросы организаторов и гостей саммита ответил заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин.
2022
Лаборатория данных и «мега BI-система». Как Казначейство снабжает финансовой информацией правительство на всех уровнях
Даже недружественные страны признают ведущие позиции России в цифровизации госсектора. По данным Всемирного банка, Россия входит в десятку мировых лидеров по развитию государственных информационных систем. Значительную роль в достижении этого играет финансовый блок правительства и в том числе Федеральное казначейство. О стратегии развития Казначейства в области ИТ и существующих цифровых сервисах рассказал замруководителя этого ведомства Александр Албычев, выступая на конференции TAdviser SummIT 29 ноября 2023 г.
Казначейство развивает 8 больших государственных информационных систем. Александр Албычев привёл несколько примеров. Одна из таких систем - ГАС «Управление», в которой реализуются важнейшие проекты. Её Александр Албычев называет «мега BI-системой». Новые проекты, которые в ней идут последнюю пару лет, – это автоматизация проектной деятельности правительства и полная визуализация расчёта всех показателей, уровней достижения всей проектной деятельности. Это аналитика, которая выводится в координационном центре правительства и используется для принятия управленческих решений на всех уровнях власти.
Под единой системой мониторинга находятся все федеральные проекты, которые реализуются в России за государственные бюджетные средства. Это повышает управляемость, прозрачность и даёт возможность мгновенно посмотреть на текущий статус любого проекта.
Другая большая ГИС – «Электронный бюджет». Здесь точно так же отображаются показатели назначений, характеристики, достигнутые в рамках развития. Последние два года основная часть ресурсов направлена на аналитику данных, чтобы обеспечить использование данных, которые уже были набраны за длительный период времени работы «Электронного бюджета». Из озера данных «Электронного бюджета» информация выдаётся в различные направления – координационный центр правительства, НСУД и др.
Лаборатория данных в Казначействе существует уже два года. Если раньше речь шла о том, что при каждой ГИС были созданы свои команды технологов, аналитиков, и были несколько человек, которые понимали, где и как лежат данные в этих ГИС, то затем Казначейство пришло к тому, что эту команду надо объединить. Данные ГИС постоянно пересекаются, и, когда команды разные, то достаточно сложно этим управлять.
НСУД на сегодня уже реальность, отметил Александр Албычев. С февраля 2022 года Казначейство публикует достаточно большой объём наборов данных, которыми многие пользуются на постоянной основе, включая региональные органы власти.
Ещё одна система, которая не у всех на слуху, но которая развивается, – социальный процессинг. Казначейство совместно с НСПК сформировало проект, в котором с помощью карточки «МИР» можно получать льготные лекарства, льготное питание, товары, не платя за них деньги – с помощью цифрового сертификата. Идёт интеграция и с личным кабинетом ЕПГУ, и с ЕГИССО.
Вся господдержка, которая выделяется для физических лиц, постепенно уйдёт в эту технологию, - отметил замруководителя Казначейства. |
Удостоверяющий центр – ещё одна большая сложная задача, которой занимается Казначейство. Все пользователи госинформсистем получают в Казначействе сертификаты, выдано уже более 2 млн действующих, а целевой показатель – порядка 4,5-5 млн сертификатов. Ими пользуются врачи, учителя, госслужащие, муниципальные сотрудники госучреждений и др.
Оцифровано создание и получение сертификатов, более 90% – это сертификаты, которые выдаются через личный кабинет.
Важный проект – участие в «Гостехе», на базе которого Казначейство ведёт два высокотехнологичных сервиса, работающих на ПО Oracle, которые требуют импортозамещения. Создание с нуля российских аналогов этих компонентов рассчитано на 2023-2025 гг. На платформе «Гостех» это делается так, чтобы в дальнейшем всё сообщество могло пользоваться данными инструментами и применять их по необходимости в своих проектах, связанных с внедрением ERP, банковских систем, крупных ГИС и выстраиванием правильной архитектуры управления данными.
В рамках федерального проекта «Государство для людей» Казначейство внедряет компонент, относящийся к клиентоцентричности. В рамках этой работы уже описанные бизнес-процессы Казначейства перекладываются на жизненные ситуации, и если раньше во главе угла стоял пользователь-казначей, то теперь несколько меняется парадигма – Казначейство выходит на уровень, когда на первое место ставится клиентский путь.
Отдельно Александр Албычев упомянул HR-стратегию ведомства. Проблема с хорошими кадрами была всегда, и на сегодня Казначейство организовало базовую кафедру в МИРЭА, где преподаёт на этой кафедре, работает со студентами. Это обеспечивает поток старшекурсников и выпускников, которые приходят в Казначейство на работу. Направления, на которые ведомство делает упор, – управление данными и информационная безопасность.
Фотогалерея саммита
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября 2022 года, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1 тыс. делегатов. Также на выставке в рамках саммита была представлена самая обширная выставка ИТ-решений за всю историю мероприятия: поставщики продуктов и услуг развернули более 40 стендов. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, ответивший на острые вопросы ИТ-отрасли. В общей сложности в пленарной части и пяти параллельных отраслевых сессиях было представлено около 90 докладов.
Казначейство закупает RISC-серверы на 780 млн рублей для работы с зарубежным ПО
В конце января 2022 года Федеральное казначейство объявило тендер на закупку серверов с процессорами на архитектуре RISC (reduced instruction set computer, сокращенное число команд) за 780 млн рублей. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы госзакупки, поставляемое оборудование должно поддерживать миграцию программно-независимых разделов, функционирующих на существующих серверах RISC Yadro P1-70A, и быть совместим с консолью управления установленных у заказчиков серверов RISC Yadro P1-70A. Подробнее здесь.
2021
Казначейство России накопило 5 ПБ данных. Что оно с ними делает? Обзор главных проектов
Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, выступая на конференции TAdviser SummIT 23 ноября, рассказал о стратегических направлениях цифровой трансформации госфинтеха. Первая основная большая задача – это управление данными. Казначейство исторически уже давно обладает большим объемом оцифрованных процессов и в силу этого перешло на такой уровень, когда стоит задача анализировать этот объем данных. Если складывать все информационные системы ведомства – 9 крупных ГИС, объем их баз данных превышает 5 ПБ. И они постоянно пополняются, растут примерно на 0,5 ПБ в год. В связи с этим наращивается и инфраструктура, «железо» и компетенции в управлении данными.
За последние годы Казначейство сформировало понимание, какие компоненты и инструменты нужно использовать в управлении данными, и подходит к тому, что в ведомстве появляется специальное подразделение с этой компетенцией. В числе систем, которые сейчас развиваются и где используются инструменты управления данными, «Электронный бюджет» и ГАС «Управление». Причем, если «Электронный бюджет» – это давняя функция, то ГАС «Управление» – это новые системы, которые появились у Казначейства примерно год назад: на базе ГАС «Управление» развиваются системы мониторинга нацпроектов, госпрограмм, национальных целей. Последние требуют большого внимания к анализу данных, их обработке и активного взаимодействия с другими ведомствами.
Так, например, не обойтись без НСУД (Национальная система управления данными), которую готовит Минцифры.
Мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает уже своих источников для реализации контроля над нацпроектами, нам требуются внешние источники. Внешние источники – это интеграции, и здесь мы тоже двигаемся совместно с Минцифры. Мы уже развернули компоненты НСУД в своих системах и начинаем обмен дата-сетами между различными министерствами. Какой-то объем финансовой информации, важной для оперативного мониторинга финансирования, они забирают у нас, а мы со своей стороны берем у них отраслевую информацию для реализации контроля национальных проектов, - пояснил Александр Албычев. |
В пример замруководителя Казначейства привел нацпроект «Экспорт», самый маленький из нацпроектов, который был разложен по контрольным точкам. В нацпроекте «Образование» или нацпрограмме «Цифровая экономика» будет примерно в четыре раза больше контрольных точек, изложенных на графе.
Графы делаются для того, чтобы моделировать различные ситуации исполнения контрольных точек и уровни достижения.
Можно, не запуская процесс программирования, смоделировать, допустим, изменения каких-то контрольных точек и в системе просчитать этот процесс. Если этот процесс, соответственно, даёт улучшение, тогда приступать к автоматизации. Система позволяет на этапе проработки функциональных требований экономить достаточно много ресурса по разработке: не идти «вслепую» в разработку, а заниматься моделированием, - говорит Александр Албычев. |
Еще один большой проект, который ведет Казначейство, связан с централизацией бухучета. Была поставлена задача завести в периметр порядка 5 тыс. организаций, подведомственных правительству, и в них обеспечить централизацию учёта. Этот процесс должен завершиться в 2021 году, и он уже реализован. Для 52 министерств, их подведов и территориальных органов Казначейство уже оказывает сервис централизованного бухучета на основе единого программного продукта в облаке.
Стратегия на ближайшие 6 лет по централизации учета предполагает дальнейшее развитие: количество органов власти в России, в том числе муниципальных, достаточно велико, и в Казначействе разработали различные варианты подходов предоставления сервиса. В частности, вариант сервиса «под ключ» - ведение полностью учета и расчета заработной платы за организацию, вариант предоставления сервиса, как продукта, в котором организация может работать. А третий - если у организации есть своя зрелая система, предлагать ей интеграцию с системой учета Казначейства.
Другой интересный проект – «Социальный процессинг». Это платежная функция большого проекта по созданию «Социального казначейства», который сейчас идёт. Казначейство выступает в нем платёжным шлюзом и технологической системой, позволяющей гражданину-льготнику, не используя никакого пластика, кроме своей карточки «МИР» или мобильного приложения «МИР», получать практически любые виды социальных льгот.
Получив специальный сертификат, можно без оплаты дополнительно деньгами оплачивать товары. Эта система, по словам Александра Албычева, Казначейством развернута, и сделано это было в кратчайшие сроки – за 6 месяцев подняли ГИС, и в сентябре прошли первые транзакции. Выполнена полная интеграция с системами лицевых счетов, с «Электронным бюджетом». Проект был выполнен успешно благодаря коллаборации с Центробанком и НСПК.
По состоянию на конец года идет набор участников проекта. По словам замруководителя Казначейства, недавно, например, были достигнуты договоренности с онлайн-ритейлером Ozon, и ведутся переговоры с крупными торговыми сетями о входе в этот проект. Также планируется расширить количество категорий товаров, на которые распространяется действие проекта. Сейчас это средства реабилитации, а в дальнейшем это будут и лекарства, и продукты питания, и др.
Еще одна большая задача – это аналитика. Здесь необходимо вести анализ расходов и полностью отслеживать прохождение финансирования. Если раньше его можно было смотреть до уровня лицевого счета региона, то теперь задача – обеспечить прослеживаемость до каждого муниципалитета, до каждого получателя бюджетных средств.
Заключительный проект, на котором остановился Александр Албычев, это система казначейских платежей. Реализованный совместно с Центробанком, он позволил полностью все транзакции и платежные операции, которые ранее происходили с использованием систем Центробанка, завести в контур Казначейства и за счет этого повысить уровень ликвидности, управления остатками средств на счетах. По словам Албычева, Казначейство размещает на бирже остатки средств на лицевых счетах, что позволяет принести доход в федеральный бюджет. А с 2021 года аналогичные размещения на бирже делаются с ликвидностью субъектов РФ. Доходы от этих операций исчисляются десятками миллиардов рублей.
Благодаря этому проекту мы стали пятым среди органов власти по объему доходов, приносимых в бюджет. И дополнительно мы начали приносить доходы в субъекты РФ, анализируя остатки на их лицевых счетах и размещая их через различные инструменты, – отметил Александр Албычев. – Полученные средства субъекты могут использовать для финансирования различных своих задач. |
В рамках TAdviser SummIT ИТ-команде Казначейства была присуждена премия TAdviser IT Prize в номинации «Уникальный ИТ-проект года» за создание новой системы казначейских платежей.
Интервью Tadviser с заместителем руководителя Александром Албычевым
Казначейство России практически справилось с многолетней зависимостью от иностранных производителей программных продуктов, начав миграцию ключевых систем на отечественный стек решений. Новый вызов – обеспечить Правительство Российской Федерации решениями для управления на основе данных. Об этом в интервью главному редактору Александру Левашову рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев. Подробнее здесь.
Казначейство переведет все виды торгов по продаже госимущества в электронный формат
9 сентября 2021 года стало известно о новом проекте цифровизации Федерального казначейства (ФК). Ведомство построит экосистему отношений при реализации федерального и муниципального имущества.
Как пишет «Коммерсантъ», ФК планирует свести в единый контур все данные о продажах госимущества — от планирования таких сделок до процесса реализации и анализа реальных поступлений от них в бюджет. Для этого в 2022 году казначейство перевеет на собственную платформу torgi.gov.ru более 40 видов торгов, а в 2023-м ожидается внедрение электронного актирования сделок по аналогии со сферой государственных закупок.
Ранее функции оператора площадки торгов выполняло Минэкономразвития, платформа же де-факто была лишь витриной для размещения информации о проведении торгов, при этом порой такие сведения могли быть недостоверными, отмечает издание.
Предполагается, что с 2022 года все торги будут проводиться в электронном виде с использованием новой ГИС «Торги», при этом платформа будет интегрирована с электронными площадками, уже работающими в рамках закона о госзакупках. При этом ГИС «Торги» будет интегрирована с ИТ-системами Росимущества, Росреестра, а также региональными системами учета имущества для идентификации объектов и их стоимости. ФК планирует аккумулировать информацию о продажах госимущества на всем их цикле — от планирования (для этого в систему погрузят структурированные планы приватизации, пока же прикладываются сканы документов) до заключения сделок в электронном формате.
В сентябре 2021 года в Федеральном казначействе отметили, что пока процесс автоматизации продаж осложняется разрозненностью нормативно-правовой базы (торги проводятся по 50 нормативным актам). По словам замглавы казначейства Анны Катамадзе, за два-три года планируется создать цифровую среду с аналитикой, с пониманием, сколько что стоит, создана ли конкурентная среда и насколько процедуры эффективны.[1]
2018
Замруководителя Казначейства Александр Албычев на TAdviser SummIT - о мега-проекте переезда госорганов на облачную бухгалтерию
29 ноября 2018 года Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства, на конференции TAdviser SummIT рассказал о цифровой трансформации систем бухгалтерского учета и отчетности в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Албычев отметил, что проект этот интересный, большой и сложный.
Подобные проекты уже прошли многие крупные корпорации, и многие органы власти внутри своих организаций похожим образом централизовали бухучет. Централизация означает получение прозрачной картины активов всего государства, бизнес-процессов и единую методологию. Это позволяет, используя аналитические инструменты, более эффективно управлять блоком государственных финансов, указал докладчик.
Новый сервис бухучета для ФОИВ реализован в облаке, доступ к нему госорганы получают через защищенные каналы. В проекте участвуют более 1,5 тыс. организаций: 52 органа исполнительной власти и их территориальные и подведомственные учреждения.
По состоянию на конец ноября в системе работают три пилотных ведомства. Первым стала Росаккредитация, на которой «обкатали» все бизнес-процессы, определили границы взаимодействия с органом власти, юридическую значимость и другие моменты. После этого к проекту присоединились еще два ведомства. Идет подготовка к переводу еще 15 органов власти на облачный сервис.
Отдельно Александр Албычев остановился на сервисе аналитики. Собирается информация напрямую из первичных данных и выдается в различных разрезах. Проведя обследование всех 52 органов власти, Казначейство определило, что есть пул отчетов, которыми пользуются все органы власти, несмотря на отраслевую специфику. Такая отчетность составляет порядка 90%, привел данные докладчик. Эта отчетность была сконцентрирована в аналитической платформе на единой BI-системе и стала сервисом для органов власти. Им пользуются и бухгалтеры, и руководители учреждений.
Облачная бухгалтерия развернута на инфраструктуре двух центров обработки данных Казначейства. В 2018 году была создана служба круглосуточной территориально-распределенной технической поддержки пользователей. Был развернут единый контактный центр в городе Владимир. Замруководителя Казначейства отметил, что размещать такую структуру за пределами Москвы экономически выгоднее.
Один из сервисов, которые предоставляет Казначейство, в том числе, в рамках централизованного бухучета, - это обучение.
Правильно проведенное обучение, думаю, обеспечивает 40% успешности проекта, - отметил Албычев. |
До начала проекта в учреждениях, участвующих в проекте, использовались отдельные инсталляции для бухучета на базе разных программных продуктов. Теперь все делается на едином решении по единой отказоустойчивой модели с возможностью внесения изменений в бизнес-процессы в единой точке, отметил Албычев.
Немаловажный момент – импортозамещение. Он является одним из ключевых для Казначейства при развитии информационных систем. Для облачного бухучета используется полностью российский стек технологий. Платформа работает на базе решений «1С», используется СУБД PostgreSQL и ОС Linux для серверов.
Одним из преимуществ централизованного бухучета Александр Албычев назвал сокращение затрат на развитие и сопровождение.
По сравнению с затратами на развитие и сопровождение, которые совокупно тратились на децентрализованных систем в органах власти, затраты на единую информационную систему эффективны более чем на 34%, - сообщил докладчик. |
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 ноября 2018 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Министр Силуанов: Казначейство переделают в платежную систему
Федеральное Казначейство к 2020 году будет преобразовано в платежную систему, что позволит доводить средства до бюджетополучателей в режиме онлайн. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов на коллегии ведомства в Москве в марте 2018 года [2]. Сейчас казначейство открывает разные счета в ЦБ и коммерческих банках. Минфин хочет упростить процесс.
По словам министра, в 2018 г. в Бюджетный кодекс будут внесены поправки, которые сделают возможной работу системы казначейских платежей. Затем в 2019 г. в Банке России будет открыт единый казначейский счет. С его помощью будет происходить обслуживание всех клиентов Казначейства. В 2020 г. все счета, которые будут на тот момент у Казначейства в Банке России, будут переведены в само Казначейство, после чего оно начнет функционировать как полноценная платежная система.
Как пояснил «Ведомостям» замглавы Федерального казначейства Станислав Прокофьев, это позволит централизовать многочисленные счета муниципальных образований и субъектов Федерации на одном счете в ЦБ и существенно ускорить процесс зачисления денег. В это время у муниципальных образований тысячи расходных счетов, тогда как в 2020 г. все операции будут вестись внутри одного счета, добавляет Прокофьев. Новая платежная система казначейских платежей также позволит существенно сократить сроки проведения расчетов из бюджета: текущий срок зачисления платежей из бюджета получателям из Федерального казначейства составляет три дня, а нужно, чтобы платежи проходили онлайн, говорит Силуанов.
Управление ликвидностью нового казначейского счета позволит начислять публично-правовым структурам проценты, которые будут переводиться на их счета — такая возможность должна появиться с 2021 г., сообщил Силуанов.
2017
Рост ИТ-бюджета до 12,5 млрд руб. Ключевые статьи ИТ-расходов
Рост ИТ-бюджета Казначейства в 2017 году по сравнению с 2016 годом составляет 10,8% (до 12,5 млрд рублей), что примерно вдвое превышает средние темпы роста ИТ-бюджетов по всем госорганам.
Наиболее крупными статьями расходов в ИТ-бюджете Казначейства по состоянию на 2017 год являются:
- Развитие (2,7 млрд рублей) и эксплуатация (1,5 млрд рублей) единой облачной инфраструктуры (ЕОИ)
- Эксплуатация серверного оборудования, не входящего в состав ЕОИ (1,5 млрд рублей)
- Эксплуатация телекоммуникационной инфраструктуры (1,1 млрд рублей)
- Развитие (706 млн рублей) и эксплуатация (554 млн рублей) информационной системы «Электронный бюджет ГИИС» (в части ответственности Казначейства)
- Развитие (339 млн рублей) и эксплуатация (431 млн рублей) АС ФК
- Развитие (397 млн рублей) и эксплуатация (455 млн рублей) ЕИС в сфере госзакупок
- Развитие (170 млн рублей) и эксплуатация (321 млн рублей) системы управления эксплуатацией (СУЭ ФК)
- Эксплуатация рабочих станций и локального периферийного оборудования (245 млн рублей)
- Эксплуатация средств печати и копирования (198 млн рублей)
Александр Албычев - новый ИТ-директор
В августе 2017 года замруководителя ФК был назначен Александр Албычев. Он ранее работал директором ИТ-департамента Тюменской области.
Арест Сергея Гуральникова
В мае 2017 года три источника TAdviser, знакомые с Сергеем Гуральниковым, сообщили, что чиновник был арестован. В начале июня 2017 года он был уволен из Федерального Казначейства.
2016
Экспертиза объектов ИТ-инфраструктуры на предмет замены отечественными решениями
27 июля Федеральное казначейство объявило открытый конкурс на оказание услуг по экспертизе объектов информационно-технологической инфраструктуры, требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах ведомства. Подробнее о проекте - по ссылке.
Создание ИТ-инфраструктуры на базе ЦОДов ФНС
В июле 2016 года структура ФНС России «Налог-Сервис» объявила аукцион на создание программно-аппаратного комплекса для Федерального Казначейства в резервном ЦОДе, расположенном в Городце в Нижегородской области (РЦОД №1). Подробнее о проекте - по ссылке.
2015: "ОТР-2000" и "Ланит" - крупнейшие ИТ-поставщики года
Ежегодно Федеральное казначейство тратит на информатизацию по 7-8 млрд рублей, занимая по этому показателю одну из лидирующих позиций среди федеральных госструктур.
В сентябре 2015 года TAdviser проанализировал закупки Федерального казначейства с целью определить его крупнейших поставщиков ИТ-продуктов и услуг. Учитывались тендеры 2010-2015 годов, сумма которых превышает 50 млн рублей.
№ | Компания | Сумма контрактов в руб. | Количество выигранных тендеров | Годы побед в тендерах | Виды работ |
---|---|---|---|---|---|
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
Данные: аналитический центр TAdviser, сентябрь 2015
Главные ИТ-подрядчики Казначейства - компании ОТР и "Ланит" помимо поставки готового оборудования и ПО занимаются разработкой и сопровождением основной информационной системы АСФК.
"Ай-теко" занята преимущественно обслуживанием вычислительных комплексов Казначейства. Через компании, входящие в НКК, ведомство закупает серверы, через "Компьютел" - программное обеспечение.
2012: Сергей Гуральников выступает на CNews FORUM
В ноябре 2012 года заместитель руководителя Казначейства Сергей Гуральников рассказал о развитии порталов ведомства (презентация к выступлению на CNews FORUM 2012)
2010
Сергей Гуральников сменяет Алексея Попова на посту ИТ-руководителя
С октября 2010 года заместителем руководителя ФК, курирующим ИТ, работает Сергей Гуральников. До этого за информатизацию Казначейства отвечал Алексей Попов.
"Ай-Теко" выполняет работы по госконтракту на 933 млн руб
В 2006-2011 годах общая заложенная Казначейством на ИТ сумма превысила 15 млрд руб. Примерно пятая часть из них приходится на долю «Ай-Теко», в абсолютном выражении это более 3 млрд руб.
В июле 2010 г. подведены итоги масштабного открытого электронного аукциона Федерального казначейства. Работы по этому госконтракту объемом почти 933 млн руб. выполнял «Ай-Теко». Победителю не пришлось состязаться с другими интеграторами, его заявка была единственной и компания получила контракт по максимальной цене.
«Ай-Теко» в течение 1,5 лет сопровождала всю технику, обеспечивающую работу Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК): серверы, системы хранения данных (СХД). Задача этой системы – бюджетирование в масштабе страны: сбор данных от участников бюджетного процесса, составление планов, план-фактный анализ и т.д. Кроме того, интегратор взял на аутсорсинг резервный вычислительный центр и официальный сайт ведомства, а также техобслуживание центрального аппарата. И, наконец, в тендерной документации говорилось, что подрядчик обследует региональные органы Казначейства и составит уточненные технические требования к АС ФК.
2007-2009: Десятки миллионов долларов от Всемирного банка на закупку ИТ. Подрядчик - "Ай-Теко"
На переоснащение Казначейства дает деньги Всемирный банк. В декабре 2007 г. по этой линии на поставляемую через «Ай-Теко» технику и услуги было выделено $15,4 млн (поставки оборудования АС ФК в пилотные регионы), $31,1 млн в ноябре 2008 г. (работы по АС ФК) и еще $24,5 млн в декабре 2009 г. (поставки оборудования АС ФК в регионы, на которые система масштабируется).
2006: "Ай-Теко" поставляет ПО и оборудование на 428 млн руб
«Ай-Теко» в мае 2006 г. поставляла ведомству оборудование и ПО для центрального аппарата и территориальных органов более чем на 428 млн руб.