Содержание |
'Основная статья': Постаматы в России
Рынок онлайн-торговли продолжает расти даже в современных экономических условиях. Согласно исследованию Агентства инноваций Москвы и «РБК Исследования рынков», в 2022 году российский e-commerce вырос до 5,7 трлн руб., а к 2030 году достигнет 16,3 трлн руб. Все это способствует развитию различных способов доставки, в частности – постаматов. Сейчас по их количеству в России лидирует СберЛогистика, Cainiao, 5Post, а инновационный подход к работе с бизнесом и горожанами демонстрирует проект «Московский постамат».
В исследовании эксперты выяснили, как будет развиваться рынок постаматов в России и столице, что станет драйвером и барьером в его становлении, а также как новые способы использования этих устройств кардинально изменят доставку товаров и доступность для клиента.
Драйверы и барьеры развития постаматов в России
По данным аналитиков, объемы онлайн-торговли увеличатся с 10,4% в 2021 году до 27,7% в 2030 году, а значит будет расти популярность всех видов доставки, в том числе самовывоза из постаматов. Эксперты подсчитали, что в 2021 году на самовывоз из пунктов выдачи заказов (ПВЗ), постаматов, отделений Почты России приходилось 82% всех онлайн-заказов. Это на 16% больше, чем в 2020 году. При этом, удовлетворенность постаматами как услугой (NPS) на 5% выше, чем другими способами выдачи: у 93% пользователей никогда не возникало проблем при доставке – это лучший результат среди всех вариантов.
Одним из драйверов развития постаматов станет рост С2С-продаж через платформы частных объявлений «Авито», «Юла» и другие. Этот сегмент стал набирать обороты во время пандемии: в 2020 году объем С2С-продаж в России превысил 1 трлн рублей и с тех пор динамично растет. Частные лица активно осваивают e-commerce, в том числе пункты самовывоза.
Ключевое преимущество постаматов на мировом рынке – они открыты круглосуточно. В России такой режим пока не распространен. По данным 2ГИС, в столичном регионе только 11% устройств работают 24/7. Это объясняется тем, что большинство расположены в торговых центрах и магазинах и согласуют график работы с ними. Именно поэтому важную роль в развитии постаматов будет играть месторасположение и максимальная доступность к клиенту. Способствовать решению этих вопросов будут постаматные сети совместного использования (например, в российской столице — это проект «Московский постамат»), когда одним устройством могут пользоваться различные маркетплейсы, интернет-магазины и логистические компании. Такие постаматы будут размещаться, в том числе в подъездах жилых домов и на придомовых территориях.
Новые функции постаматов: нестандартные способы, которые станут привычными
Сейчас в России рынок постаматов развивают два типа игроков: логистические компании, которые работают с любыми заказчиками и доставляют заказы практически от любого вендора, даже физических лиц, и маркетплейсы, которые развивают собственную сеть постаматов и доставляют только со своих площадок. Помимо обычных сценариев покупки и продажи товаров, постаматы отличаются от типичных способов доставки многофункциональностью. Это позволяет использовать их в новых сценариях: например, отправлять банковские карты и ключи от квартиры; собирать ненужную одежду; отдавать и возвращать товары в ателье, прачечные, сервисы по ремонту техники и прочее.
- 5POST. Сервис доставки товаров из интернет-магазинов 5Post от X5 Group. Осенью 2022 года «Альфа-Банк» первым в России запустил доставку карт через постаматы этой сети. К 2025 сервис планирует расширить сеть постаматов до 9-10 тысяч и выйти в новые регионы России, где присутствует Х5.
- LockerBox. В 2021 году девелопер «ПИК» первым в России полностью перевел передачу ключей от квартир собственникам через постаматы LockerBox, расположенные на первом этаже здания. Всего в течение 2022 года планировалось разместить на объектах ПИК 130 постаматов с суммарным количество ячеек более 9 тыс.
- PickPoint. В 2022 году постаматы PickPoint стали принимать ненужные вещи от всех желающих для передачи в благотворительный фонд «Второе дыхание», а также для последующей переработки. В будущем компания планирует внедрить функцию «Доставка по клику» – экспресс-доставку из постамата до покупателя за 30 минут.
- «Московский постамат». Проект планирует подключить к сети субъекты МСП, которые смогут оказывать населению бытовые услуги с использованием постаматов (ремонт обуви, гаджетов, техники, ателье, химчистки и т.д.). Проект планирует также объединить разрозненные постаматные сети в одну для интеграции с различными маркетплейсами и логистическими компаниями.
- OMNICDEK (CDEK). Сеть постаматов установит около 50 терминалов самообслуживания с новыми функциями: OmniHub будет совмещать вендинг и блок химчистки, а VolumBox будет автоматически отправлять посылки. CDEK планирует нарастить долю доставки с самовывозом с текущих 70% до 80% в 2024 году. Предполагается, что росту будет способствовать, в том числе, увеличение C2C-отправлений.
Кроме того, постаматные сети активно внедряют новые технологии обработки, доставки и получения заказов, чтобы улучшить опыт пользователя, повысить безопасность и оптимизировать систему управления. Часть технологий применяют уже сейчас, например, облачные ПО для управления постаматами в режиме реального времени. Другие начнут использовать инновации в ближайшие 10 лет. Появятся постаматы, которые дезинфицируют себя с помощью UV-лампы или санитайзера; товары в постаматы будут доставлять роботы или дроны; во в многих ячейках будет встроена функция температурного контроля – охлаждения, либо, наоборот, подогрева еды, что позволит доставлять готовые блюда, а доступ к ним можно будет получить только по биометрическим данным.
Прогноз: будущее рынка постаматов
Количество постаматов и число онлайн-заказов, доставленных в постаматы, в России и Москве растет, начиная с 2017 года. Поддерживать такой рост будут увеличивающиеся обороты онлайн-торговли. Особенно быстро будут расти продажи мебели и продуктов питания, что стимулирует разработку новых моделей постаматов – с функцией поддержания температуры и увеличенным размером ячеек.
Локация напрямую влияет на популярность постаматов. Чаще всего постаматы размещают в общественных местах, например, магазинах, аптеках, отделениях банка. Однако растет популярность новых форматов расположения постаматов — в жилых многоквартирных зданиях, офисах, университетах, государственных учреждениях (школах, больницах, МФЦ), Например, весной 2022 года первые 10 постаматов компании Sigbox были установлены в поселке Отрадное Московской области. К 2025 году в Москве появятся более 10 тысяч устройств проекта «Московский постамат», которые разместят, в том числе в подъездах столичных многоквартирных домов и на придомовых территориях.
Помимо «последней мили», то есть этапа, когда конечный клиент получает товар, постаматы начнут встраиваться в другие этапы логистической цепочки. Использование устройств в «средней миле» поможет переформатировать постаматы в дарксторы, где курьеры смогут хранить заказы, если получателя не оказалось на месте. Перспективы применения подобного сценария выглядят эффективными для некоторых сегментов рынка интернет-торговли: готовая еда и продукты питания. Например, компания Hatco (США) предлагает решения по самовывозу и доставке курьерами готовой еды из заведений общепита. Заказ помещается в ячейку постамата, установленного в заведении, откуда его уже забирают либо для самовывоза, либо для доставки до двери D2C/C2C доставка. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Рост популярности сервисов частных продаж типа «Авито» и «Юла» и «товаропотока» между физическими лицами требует создания и развития безопасных и удобных сервисов. В этом случае постаматы могут использовать в качестве места приема товара на «первой миле».
Наконец, экологическая повестка и внимание к углеродному следу подстегнут компании, в том числе логистические, оптимизировать свои процессы. Постаматы позволяют значительно сократить выбросы СО2, спрос на них увеличится как со стороны компаний, так и покупателей.