Кобальт
Кобальт — серебристо-белый, слегка желтоватый металл с розоватым или синеватым отливом. Он широко применяется в электронике.
Содержание |
2023: Glencore уступает корону ведущего добытчика кобальта китайской компании CMOC
CMOC Group впервые стала крупным игроком на рынке кобальта, приобретя в 2016 году рудник Tenke Fungurume в Демократической Республике Конго. В 2023 году компания намерена удвоить производство, поскольку во втором квартале она введет в эксплуатацию еще один крупный рудник.
2022
В тройке крупнейших производителей кобальта произошло изменение
По итогам 2022 года Индонезия стала вторым по величине поставщиком кобальта в мире, уступив только Демократической Республике Конго. Такие данные содержатся в докладе Benchmark Mineral Intelligence, подготовленном по заказу Cobalt Institute из Британии и опубликованном 10 мая 2023 года.
В документе говорится, что производство кобальта в Индонезии выросло с 2700 тонн в 2021-м до 9500 тонн в 2022 году. Это составляет приблизительно 5% от общемирового объёма. В результате, Индонезии смогла опередить ряд крупных поставщиков названного металла, включая Австралию и Филиппины. Более того, у Индонезии есть потенциал увеличить производство кобальта в 10 раз к 2030 году.
Демократическая Республика Конго сохранила долю на уровне 73%. Австралия произвела 7000 тонн кобальта в 2022 году против 5900 тонн в 2021-м, когда она была вторым по величине поставщиком. Производство на Филиппинах по итогам 2022-го оценивается в 5400 тонн. Доли этих государств составили примерно по 3%.
Общий мировой объём производства кобальта в 2022 году достиг 198 тыс. тонн: это на 21% превышает показатель предыдущего года. При этом спрос на металл в глобальном масштабе поднялся в годовом исчислении на 13% — до 187 тыс. тонн. От этого количества приблизительно 74 тыс. тонн, или почти 40%, пришлось на сегмент электромобилей. Для сравнения: в 2021-м значения составляли соответственно 56 тыс. тонн и 34%.
Ожидается, что благодаря своим исключительным свойствам кобальт останется ключевым сырьём для изготовления аккумуляторов, несмотря на поиск альтернативных соединений. В 2022 году на кобальтсодержащие химические вещества пришлось 63% поставок материалов для изготовления катодов. Кобальт останется важной частью рынка электромобилей и, как ожидается, будет преобладать в Европе и Северной Америке, — отмечается в исследовании.[1] |
Африка - крупнейший источник добычи кобальта
2021: Электромобили обогнали смартфоны как главный источник спроса на кобальт
19 мая 2022 года было опубликовано исследование, согласно которому, в 2021 году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры в качестве основного источника спроса на кобальт, редкий металл, используемый в литий-ионных батареях.
Автомобильная промышленность потребила 59 тыс. тонн кобальта в 2021 году, или 34% от общего спроса, поскольку продажи электрических и гибридных автомобилей удвоились, говорится в докладе Института кобальта.
Это превысило 26 тыс. тонн металла, используемого в производстве мобильных устройств, и 16 тыс. тонн в производстве ноутбуков и планшетов. Общий спрос на кобальт составил 175 тыс. тонн, а добыча - 160 тыс. тонн.
Несоответствие этих цифр подчеркивает одну из самых больших проблем, с которыми сталкивается автомобильная промышленность по мере перехода на электромобили: обеспечение достаточного количества сырья.Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
По мере выпуска все большего количества электромобилей растет обеспокоенность по поводу потенциального дефицита важнейших металлов для аккумуляторов - от кобальта до лития и никеля. Ожидается, что к 2026 году половина спроса на кобальт придется на автомобильную промышленность.
Кобальт считается особенно проблематичным, поскольку он является побочным продуктом добычи меди и никеля, а его поставки сильно зависят от географии и добывающих предприятий.
Почти три четверти мирового объема добываемого кобальта поступает из Демократической Республики Конго, где в производстве доминируют китайские компании и лондонская Glencore.
Отчет Института кобальта показывает, что в 2021 году эта страна Центральной Африки произвела 118 тыс. тонн кобальта - значительно больше, чем следующий по величине поставщик, Австралия, которая произвела всего 5600 тонн.
Растущее число электромобилей в Китае - крупнейшем в мире рынке электромобилей - работает на дешевых литий-железо-фосфатных батареях, которые обычно имеют меньший запас хода и производительность. Но в США и Европе в лучших моделях по-прежнему доминируют никель-кобальтовые аккумуляторы. Согласно отчету, на эти батареи приходится три четверти мирового спроса на электромобили в 2021 году.
Кобальтсодержащие батареи являются технологией выбора для многих производителей автомобилей в Европе, Северной Америке и Китае, - сказал Адам Маккарти, президент Института кобальта. |
По прогнозам института, в ближайшие пять лет спрос на кобальт достигнет 320 тыс. тонн по сравнению с 175 тыс. тонн в 2021 году, поскольку автомобильная промышленность будет производить больше автомобилей с аккумуляторными батареями.
Хотя ожидается, что в 2022 и следующем годах предложение будет расти и это приведет к более сбалансированному рынку, Институт кобальта утверждает, что с 2024 года оно начнет замедляться, что приведет к большому дефициту.
В 2024-26 годах рост предложения будет составлять в среднем 8% в год по сравнению с более чем 12% спроса, - прогнозируется в отчете. [2] |
2018
Apple переходит на прямые закупки кобальта
21 февраля 2018 года стало известно о намерениях Apple напрямую закупать кобальт, который является ключевым компонентом аккумуляторных батарей в электронике. Американская корпорация опасается нехватки металла из-за растущего производства электромобилей.
Как сообщает информационное агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники, Apple договорилась с горнодобывающими компаниями о прямых закупах кобальта, что должно обеспечить производителю iPhone и iPad достаточные запасы металла.
По данным одного из собеседников издания, Apple намерена закупать нескольких тысяч тонн кобальта, заключив контракты сроком на пять лет или более. Переговоры с горнодобывающими компаниями длились больше года.
Apple входит в число крупнейших в мире потребителей кобальта, однако до февраля 2018 года оставляла процесс закупки металла компаниям, выпускающим для нее батареи. Компания опасается, что массовое производство электромобилей вызовет дефицит кобальта
В смартфонах используется около 25% кобальта, добываемого в глобальном масштабе. На одну батарею для смартфона нужно около 8 граммов кобальта, для аккумуляторных комплектов электромобилей — в тысячу раз больше. К концу 2017 года Apple продала в общей сложности более 1,3 млрд телефонов.
Более половины (60%) мировых запасов кобальта приходятся на Демократическую республику Конго, давно переживающую политический кризис и критикуемую за использование детского труда. В 2017 году Apple впервые опубликовала список компаний-поставщиков кобальта и заявила, что не допустит появление в своей цепочке поставок металла, который добыт в небольших шахтах, где работают с нарушением законов.
В 2017 году цены на кобальт выросли на 235% и к 21 февраля 2018-го превышают $80 тыс. за тонну.[3]
Рост цен и подорожание электроники
В январе 2018 года стало известно о том, что из-за резкого подорожания кобальта могут вырасти цены на мобильные устройства и компьютерную технику.
По сообщению агентства Bloomberg, в 2017 году стоимость кобальта в 2017 году повысилась с $33,2 тыс. до $75 тыс. за тонну, что во многом произошло из-за увеличения спроса на металл со стороны производителей электромобилей, в том числе Tesla и BMW Group.
При производстве одного смартфона используется 5-10 граммов кобальта, при производстве ноутбука — около 30 граммов, а для батареи электрокара нужно 5-20 кг материала.
Эксперты подсчитали, что, если все автомобили с бензиновыми двигателями, которые есть в мире к началу 2018 года, заменить на электрокары, то потребуется 14 млн тонн кобальта. Это более чем в два раза превышает имеющиеся на планете запасы. Положение осложняется нестабильной экономической и политической ситуации в Конго (там сосредоточено 60% запасов кобальта).
Кроме того, добыча этого метала идет в тяжелейших и опасных для здоровья условиях, к тому же среди горняков много детей. Добытую кустарным способом руду покупают торговцы из Китая, которые потом перепродают ее более крупным компаниям. Одна из таких компаний — китайская Huayou Cobalt — поставляет кобальт производителям аккумуляторов из Китая и Южной Кореи, работающим с такими гигантами, как Apple, Huawei, Samsung и Volkswagen.
Из-за растущих цен на кобальт может подорожать вся электроника, в том числе смартфоны и ноутбуки. Одним вариантов решения проблемы эксперты считают отказ от использования кобальта в пользу других металлов, например, никеля. Последний имеет более высокие запасы в мире, которые к тому же не сосредоточены в одной стране. На мировом рынке никель пока в шесть раз дешевле кобальта — его продают по $12 900 за тонну (данные на 15 января 2018 года).[4]
Примечания
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)