Основная статья: Электромобили
Рынки стран
Электромобили (рынок России)
Основная статья: Электромобили (рынок России)
Электромобили (рынок Украины)
Основная статья: Электромобили (рынок Украины)
Электромобили (рынок Белоруссии)
Основная статья: Электромобили (рынок Белоруссии)
Электромобили (рынок Казахстана)
Основная статья: Электромобили (рынок Казахстана)
Электромобили в Узбекистане
Основная статья: Электромобили (рынок Узбекистана)
Электромобили (рынок Китая)
Основная статья: Электромобили (рынок Китая)
Электромобили (рынок Европы)
Основная статья: Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили в Швеции
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
Электромобили (рынок США)
Основная статья: Электромобили (рынок США)
Электромобили (рынок Британии)
Основная статья: Электромобили (рынок Британии)
2023
Кто лидирует на мировом рынке электромобилей
В 2023 году в глобальном масштабе было реализовано приблизительно 14,2 млн электрифицированных автомобилей — полностью электрических машин (BEV) и гибридов с возможностью зарядки аккумуляторов от электрической сети (PHEV). Для сравнения, в 2022-м продажи составляли 10,7 млн единиц. Таким образом, зафиксирован рост на уровне 33%, о чем говорится в исследовании Strategy Partners (АО «СПГ»), опубликованном в марте 2024 года.
По итогам 2023 года крупнейшим мировым производителем электрифицированных автомобилей (BEV и PHEV) стала китайская BYD, которая поставила примерно 2,9 млн таких машин. В результате, доля этого производителя достигла 22%. С темпом роста 56% в годовом исчислении BYD стал самым быстрорастущим брендом в тройке лидеров. Отмечается, что в 2023 году компания начала экспортировать свои электромобили в значительных объемах. Так, в Израиле было реализовано 15 тыс. машин, в Бразилии — 18 тыс. штук, а в Таиланде — 30 тыс. единиц.
Tesla по итогам 2023 года заняла второе место в рейтинге ведущих производителей с долей 13,2% и 1,8 млн отгруженных электромобилей. Таким образом, сообща BYD и Tesla контролируют около трети мирового рынка электрифицированных автомобилей. Замыкает тройку Volkswagen Group с долей на уровне 7,3%. Кроме того, в первую пятерку в 2023 году вошли Geely Auto Group с долей приблизительно 6,8% и SAIC с результатом 5,8%.
В исследовании также сказано, что BEV стал самым крупным сегментом электрифицированных автомобилей в 2023 году. Однако по сравнению с 2022-м продажи PHEV (+47%) росли быстрее, чем BEV (+30%). Таким образом, сегмент гибридных электромобилей увеличил свою долю на рынке с 27% в 2022 году до 31% в 2023-м, тогда как доля BEV, напротив, снизилась с 73% до 69%.[1]
Tesla и BYD оставляют европейских производителей авто за бортом
Европе приходится перезагружать свою автомобильную промышленность.
Volkswagen, Renault и Stellantis думают о немыслимом, изучая возможность заключения договоров с заклятыми конкурентами, чтобы производить более дешевые электромобили и противостоять существующим угрозам.
По мере того как китайские конкуренты и Tesla Inc. обнажают конкурентные слабости крупнейших европейских автопроизводителей массового рынка, становится ясно, что чувство срочности растет, а подход "бизнес как обычно" - это проигрышный вариант.
Продажи электромобилей в мире выросли на 31% до 13,6 млн штук
В 2023 году в глобальном масштабе было реализовано приблизительно 13,6 млн электрифицированных автомобилей, что практически на треть (на 31%) больше по сравнению с предыдущим годом. Такие данные приводятся в отчете лондонской исследовательской компании Rho Motion, опубликованном в первых числах января 2024 года.
Аналитики учитывают продажи как полностью электрических моделей, так и гибридных машин с возможностью зарядки блока аккумуляторных батарей от электрической сети. Отмечается, что темпы роста замедляются. Так, в 2022 году продажи электрифицированных транспортных средств подскочили на 60% по отношению к 2021-му. Вместе с тем, по данным Rho Motion, продажи в декабре 2023-го достигли рекордного месячного уровня — примерно 1,5 млн единиц.
По оценкам Rho Motion, на полностью электрические автомобили пришлось 9,5 млн в общем объеме электрифицированных транспортных средств, реализованных в 2023-м. Еще 4,1 млн составили гибриды. Продажи электромобилей подскочили на 50% в США и Канаде, тогда как в Европе и Китае рост оказался на уровне 27% и 15% соответственно.
Некоторые автопроизводители опасаются, что продажи электромобилей в Европе и других странах могут замедлиться в силу ряда причин. Многие потенциальные потребители предпочитают повременить с покупкой, дождавшись появления более качественных и менее дорогих моделей. На продажи в Европе может повлиять решение Германии отказаться от субсидий на электромобили. На этом фоне автопроизводители ускоряют усилия по локализации, чтобы стимулировать потребительский спрос в конкретном регионе или на конкретном рынке. Параллельно осуществляется дальнейшее расширение зарядной инфраструктуры. Кроме того, развивается экосистема интеллектуальных услуг.[2]
Доля электрических автомобилей в мире за 3 года выросла в 5 раз. Норвегия, Исландия и Дания лидируют по уровню проникновения
В 2020 году только один из каждых 25 проданных в мире автомобилей оснащался электрической силовой установкой, тогда как в 2023-м этот показатель достиг одного из пяти. Таким образом, за три года спрос на электромобили в глобальном масштабе увеличился в пять раз. Такие данные приводятся в отчете Международного энергетического агентства (МЭА), обнародованном 23 октября 2023 года.
Спрос на электрифицированные автомобили продолжает быстро расти. Объясняется это появлением новой экономики экологически чистой энергии, а также стремлением компаний снизить выбросы вредных газов в атмосферу. По оценкам Canalys, мировые продажи электрифицированных машин, включая полностью электрические модели и гибриды с возможностью зарядки от электрической сети, в первом полугодии 2023-го подскочили на 49% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 6,2 млн единиц. В отчете МЭА говорится, что к 2030-му на дорогах мира будет почти в 10 раз больше электромобилей, нежели в 2023 году.
Исследователи также указывают на трансформацию глобальной энергетической отрасли. По подсчетам, в 2030 году солнечные фермы в мировом масштабе будут генерировать больше электроэнергии, чем по состоянию на 2023 год производит вся энергосистема США. В целом, доля возобновляемых источников энергии в глобальном энергобалансе достигнет почти 50% в 2030-м по сравнению с примерно 30% в 2023 году.
К 2030 году возобновляемые источники энергии будут обеспечивать приблизительно 80% новых мощностей по производству электричества, при этом только на солнечные станции будет приходиться более половины этого роста. Аналитики МЭА полагают, что к 2030 году в мире будет развернуто 500 ГВт солнечной энергии. Вместе с тем потребление ископаемого топлива (природного газа, угля и нефти) в мировом энергоснабжении сократится с 80% в 2023-м до 73% в 2030 году.[3]
Китай выпускает более 50% электромобилей в мире
Чего ждать на рынке электромобилей в ближайшие годы
По мнению аналитиков Gartner, мировой рынок электромобилей ждёт серьёзная трансформация, обусловленная рядом факторов, включая сложившуюся геополитическую и макроэкономическую обстановку. Свои выводы эксперты привели в отчёте, опубликованном 9 марта 2023 года.
Gartner отмечает, что скачок цен на электроэнергию в Европе делает эксплуатационные расходы на транспортные средства с питанием исключительно от аккумуляторов менее привлекательными. Некоторые страны, такие как Великобритания, Швейцария и Австралия, начинают вводить налогообложение электромобилей. Кроме того, Китай прекратил субсидирование таких машин в начале 2023 года. Существуют проблемы с развитием глобальной зарядной инфраструктуры, а качество обслуживания владельцев электрокаров оставляет желать лучшего. Негативное влияние на отрасль также оказывает резкое повышение цен на сырье, в частности, на литий и никель. Всё это приводит как к повышению стоимости собственно электромобилей, так и к увеличению затрат на их обслуживание.
В результате, как отмечается, темпы роста продаж электрических автомобилей могут замедлиться, а в некоторых регионах и вовсе сойти на нет. Аналитики подчёркивают, что спустя несколько лет после начала пандемии COVID-19 автопроизводители всё ещё не могут спрогнозировать конец нехватки полупроводниковых микросхем. Кроме того, участники рынка продолжают испытывать сложности с закупкой материалов для ключевых компонентов электромобилей, включая батареи.
Поскольку непростая экономическая ситуация медленно перемещает автомобильный рынок от ограниченного предложения к ограниченному спросу, автопроизводители и розничные продавцы переориентируются на развитие онлайн-продаж. Такая концепция позволит снизить издержки, — отметил Педро Пачеко (Pedro Pacheco), вице-президент по аналитике Gartner. |
С другой стороны, период спада даст автомобильным компаниям возможность увеличить свою рыночную долю путём внедрения передовых ИТ-технологий. Например, несколько крупных автопроизводителей пытаются трансформироваться в технологические компании, но их корпоративная культура является серьёзным препятствием для осуществления таких планов.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
Gartner ожидает, что к 2026 году более 50% электромобилей, продаваемых по всему миру, будут поставляться китайскими брендами. По состоянию на начало 2023-го более 15 китайских компаний предлагали электрические модели, причём многие из них стоят намного дешевле по сравнению с автомобилями иностранных конкурентов. Кроме того, китайские производители демонстрируют более высокие темпы роста в соответствующем сегменте, нежели такие крупные и известные корпорации, как General Motors, Volkswagen и Tesla.
Говорится, что китайские разработчики имеют большой потенциал роста благодаря хорошему доступу к основному сырью и производственным мощностям по выпуску аккумуляторов. Поэтому эксперты Gartner рекомендуют ИТ-директорам предприятий автомобильной отрасли, которые сфокусировали внимание на электромобилях, интегрировать программное обеспечение для планирования цепочек поставок и обеспечения прозрачности, чтобы принимать более эффективные бизнес-решения и добиться стабильности производства.
По оценкам Gartner, к 2025 году технологические гиганты будут владеть, по крайней мере, частью компонентов операционных систем для 95% новых автомобилей. Более того, такие компании, как Foxconn, Huawei, Alibaba, Xiaomi, Tencent и Sony, примут непосредственное участие в разработке, производстве и продаже машин.[4]
2022
Подсчитаны продажи электрических автобусов, грузовиков и фургонов в мире за год
По итогам 2022 года в глобальном масштабе было реализовано 11,49 млн электрифицированных транспортных средств, а в дальнейшем ожидается устойчивый рост данного рынка. Об этом говорится в исследовании Gartner, результаты которого были обнародованы 7 сентября 2023 года.
В рассмотрение берутся как полностью электрические автомобили (BEV), так и машины, оборудованные гибридной силовой установкой с возможностью зарядки блока аккумуляторных батарей от электрической сети (PHEV). Аналитики подразделяют все электрифицированные транспортные средства на четыре категории: это легковые автомобили, автобусы, фургоны и тяжелые грузовики.
По оценкам, в 2022-м на легковые автомобили пришлось приблизительно 11,13 млн единиц в общем объеме продаж электрифицированных транспортных средств. Еще 198,73 тыс. штук составили автобусы, примерно 137,67 тыс. единиц — фургоны. На тяжелые грузовики пришлось около 22,6 тыс.
Gartner сообщает, что мировые поставки BEV-моделей поднимутся с 9 млн единиц в 2022 году до 11 млн штук к концу 2023 года. При этом PHEV-сегмент также демонстрирует рост — с 3 млн единиц в 2022-м до 4 млн штук в 2023 году.
Доля PHEV в общем объеме электрифицированных транспортных средств в таких странах, как США, Канада и Япония, немного вырастет, поскольку потребители здесь предпочитают гибридные машины. Так, автовладельцы в США выбирают PHEV вместо BEV, потому что гибридные автомобили сочетают в себе способность обеспечивать езду без выбросов в городских условиях с удобством бензинового двигателя для дальних поездок. Вместе с тем в Западной Европе, Китае и Индии наблюдается иная картина: здесь покупатели отдают предпочтение полностью электрическим автомобилям из-за их более низких эксплуатационных расходов, бесшумного движения и экологичности, — сказал Джонатан Давенпорт (Jonathan Davenport), старший директор-аналитик Gartner. |
По итогам 2023 года суммарные продажи электрифицированных транспортных средств, по подсчетам Gartner, достигнут 15,43 млн. Из них легковые машины составят 14,98 млн штук. Продажи автобусов, фургонов и тяжелых грузовиков оцениваются в 202,73 тыс., 218,34 тыс. и 30,16 тыс. соответственно. В 2024-м, полагают аналитики, суммарные продажи электрифицированных транспортных средств окажутся на уровне 17,86 млн, то есть, увеличатся на 19% по отношению к предыдущему году. При этом отгрузки легковых моделей, автобусов, фургонов и тяжелых грузовиков оцениваются в 17,86 млн, 207,85 тыс., 349,95 тыс. и 39,35 тыс. единиц соответственно.
Инициативы правительств по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу приводят к изменению бизнес-модели автопроизводителей. Некоторые компании стремятся к 2035 году полностью перевести новые автомобили малой грузоподъемности на электрическую тягу, тогда как другие намерены к 2030-му достичь уровня продаж электромобилей на уровне 40–50% от годового объема продаж машин. Кроме того, растущая значимость электромобилей способствует появлению новых брендов в соответствующем сегменте.
Аналитики Gartner ожидают, что к 2027 году средняя цена электромобилей достигнет паритета с аналогичными по классу машинами, оборудованными традиционным двигателем внутреннего сгорания. А это дополнительно увеличит темпы роста продаж BEV-моделей. Однако к 2030 году производство электроэнергии и ограничения электросетей могут стать факторами, сдерживающими массовое внедрение электромобилей, независимо от их цены. Поэтому необходимо принятие мер, стимулирующих владельцев электромобилей заряжать аккумуляторы вне часов пик потребления энергии.[5]
В мире продано 10,2 млн электромобилей, из которых 5,9 млн - в Китае
В 2022 было реализовано 10.2 млн электро-автомобилей различных типов и модификаций по всему миру (в 100 раз больше, чем в 2012) из которых 5.9 млн в Китае, 2.6 млн в Европе (за исключением России и стран СНГ), почти 1 млн в США, 131 тыс в Южной Корее и около 100 тыс в Японии. Свыше 95% всех проданных в мире электро-авто приходится на вышеуказанные страны и регионы.
10.2 млн авто в год – это 14% от всех проданных авто по сравнению с 8.7% в 2021, 4.2% в 2020, 1.4% в 2017, 0.7% в 2015 и 0.2% в 2012.
Согласно планам ведущих автопроизводителей и по прогнозам IEA, в 2025 году почти четверть всех проданных авто в мире будут электро-авто, а в 2030 – 41%.
При этом в Европе в 2030 будет продаваться 2/3 электро-авто в структуре совокупных продаж, а странах Западной Европы не менее 75%.
США первым внедрили стандарт «электрификации авто» в массовом использовании, где Tesla стала флагманом. 10 лет назад почти половина всех проданных электро-авто в мире реализовывалась в США, сейчас менее 10%.
Напротив, Европа ускоряется и здесь есть логическое объяснение. Доступность энергии (в первую очередь топлива) в Европе не является стабильной, особенно в условиях энергетического кризиса в 2022, а цены существенно выше, чем в США. В расчете на 100 км использования авто стоимость обслуживания электро-авто в Европе ощутимо ниже, чем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Плюс активно лоббируемая зеленая повестка, которая «вошла в абсолют» и сильно усилена в 2022, поэтому переход к углеродной нейтральности не остановлен, а ускорен, особенно в Европе.
Китай следует по похожему пути, но, учитывая специфику энергетического баланса, акцент делается на автомобильном транспорте, тогда как энергетика и промышленность активно «коптит».
Что такое электрификация транспорта? По очень грубым оценкам, текущий автопарк «электричек» вычитает ежедневно около 0.6-0.7 млн баррелей нефти из мирового спроса, к 2030 – ближе к 3.5 млн барр/д, писал канал Spydell Finance.
Топ-3 производителей электромобилей заняли 36% рынка
По итогам 2022 года продажи электромобилей в глобальном масштабе достигли практически 11 млн единиц. Причём более трети мирового рынка — приблизительно 36% — заняли три производителя. Об этом говорится в исследовании IDC, результаты которого были опубликованы 26 мая 2023 года.
Отмечается, что в 2022-м проникновение машин с электрической силовой установкой по всему миру достигло 14%. В Китае было реализовано почти 7 млн электрокаров, а уровень проникновения здесь значительно выше среднего показателя по отрасли — 31,3%. Росту продаж электромобилей в КНР способствуют высокие цены на нефть, государственные субсидии, рекламные акции автомобильных компаний и стабилизировавшиеся поставки электронных компонентов.
В число ведущих мировых производителей электромобилей входят BYD, Tesla и SAIC-GM Wuling: в 2022 году их суммарная доля составила 36,11% в общем объёме продаж. Если рассматривать только рынок Китая, то на нём лидируют компании BYD, SAIC и Tesla, на которые пришлось в общей сложности 53% продаж электрокаров. Отмечается, что в КНР в списке десяти крупнейших производителей электрических машин доминируют местные бренды. Исключение составляет американская Tesla, которая занимает третье место с долей около 10,3% по итогам 2022-го.
В целом, доля Китая в глобальных продажах электромобилей достигла в 2022 году 63,6%. На втором месте находится Европа с показателем примерно 24%. Затем идут США с 9,2%. На все другие регионы вместе взятые пришлось только 3,2% от общего количества реализованных электрокаров. Аналитики IDC говорят, что быстрый рост рынка таких автомобилей объясняется не только стремлением производителей к электрификации, но и внедрением средств автопилотирования, а также развитием сопутствующих интернет-сервисов.[6]
Каждый второй электромобиль в мире продан в Китае
В 2022 году по всему миру было поставлено приблизительно 10,1 млн электрифицированных автомобилей, что на 55% больше по сравнению с предыдущим годом. Причём более половины от общего объёма продаж пришлось на Китай. Такие данные приводятся в исследовании Canalys, результаты которого были обнародованы 15 марта 2023 года.
Аналитики оценивают отгрузки полностью электрических машин (BEV), а также гибридов с возможностью подключения к электрической сети для зарядки батарей (PHEV). При этом обычные гибридные модели и транспортные средства с силовой установкой на топливных элементах в рассмотрение не берутся.
По данным Canalys, в 2022-м в КНР было реализовано около 5,9 млн электрифицированных машин — 59% от общего количества в глобальном масштабе. Иными словами, каждый второй такой автомобиль в мире был продан в Китае. Это составляет 29% всех легковых транспортных средств, поставленных в регионе в течение 2022 года.
Для сравнения: в 2021-м доля электрифицированных моделей на китайском рынке равнялась 15%. Аналитики отмечают, что Китай оторвался от других регионов с точки зрения продаж электромобилей.
Покупатели избалованы выбором. От недорогих городских машин до роскошных автомобилей — электромобили есть в каждой ценовой категории и в каждом автомобильном сегменте. Большинство китайских автопроизводителей, в том числе BYD, NIO и Xpeng, расширили модельный ряд в 2022 году. Они вкладывают значительные средства в улучшение характеристик и разработку новых автомобилей для удовлетворения растущего спроса, — сказал Джейсон Лоу (Jason Low), ведущий аналитик Canalys в Шанхае. |
Статистику Canalys подтверждает компания Counterpoint Technology Market Research. По её оценкам, продажи пассажирских электрифицированных автомобилей в Китае практически удвоились в 2022 году, увеличившись на 87% по сравнению с 2021-м. В общей сложности более 94 брендов предлагают свыше 300 электрических моделей по цене от $5000 до $90 000. Местные поставщики контролируют 81% рынка электромобилей: в их число входят BYD, Wuling, Chery, Changan и GAC. В Китае также работает множество стартапов по производству электромобилей, таких как Nio, Xpeng, Neta, AITO, IM Motors, Zeeker, Aiways и Livan.
В 2022 году BYD лидировала на рынке электрифицированных машин КНР. За ней следуют GM Group, Tesla, Geely Holding и GAC Group. В целом, на 10 самых популярных моделей пришлось почти 45% от общего объёма продаж электрифицированных машин, что на 3% меньше, чем в 2021 году. При этом шесть из 10 наиболее востребованных электрокаров на китайском рынке в 2022-м были выпущены брендом BYD. Эта компания увеличила свою долю на местном рынке более чем на 11% в годовом исчислении. Продажи электромобилей в Китае превысят 8 млн единиц в 2023 году, считают эксперты.
Canalys также отмечает, что вторым по величине рынком электромобилей в мире в 2022 году стала Европа. Электрифицированные машины здесь заняли 23% от совокупных поставок против 20% в 2021-м. Отмечается, что потребительский спрос распределяется между многими брендами, и ни одна модель электромобиля не заняла более 6% европейского рынка. В США на электрифицированные автомобили в 2022 году пришлось около 9% всех продаж легковых транспортных средств. В списке наиболее востребованных моделей два первых места достались Tesla. На компанию Илона Маска пришлось более 50% продаж электромобилей на американском рынке. На третьей позиции находится Ford со своим кроссовером Mustang Mach-E. Наибольший рост продаж электрифицированных автомобилей по итогам 2022 года зафиксирован в Японии — приблизительно 119%.[7]
Рост рынка на 65% до 10,2 млн штук
В 2022 году мировые продажи пассажирских автомобилей, оборудованных электрифицированной силовой установкой, достигли 10,2 млн штук. Это на 65% больше результата за предыдущий год, о чём говорится в отчёте Counterpoint Technology Market Research, опубликованном 9 марта 2023-го.
В рассмотрение берутся полностью электрические автомобили (BEV), а также гибридные модели, оснащённые блоком аккумуляторных батарей с возможностью зарядки от электрической сети (Plug-in Hybrid EV, PHEV). Поставки обычных гибридов и транспортных средств на топливных элементах не учитываются.
Отмечается, что по итогам 2022-го на машины указанных типов пришлось приблизительно 14% в общем объёме продаж легковых автомобилей в глобальном масштабе. Для сравнения: годом ранее этот показатель равнялся 9%. К концу 2022 года семь из десяти самых продаваемых в мире электрифицированных автомобилей поставлялись китайскими брендами. Если рассматривать сегмент полностью электрических машин, то в нём лидером остаётся Tesla.
Лидером мирового рынка электрифицированных автомобилей в 2022 году стала китайская BYD Auto: эта компания реализовала более 1,8 млн машин в рассматриваемых сегментах. К концу 2022-го рост поставок в годовом исчислении составил около 153%, а доля достигла примерно 20%. На три самые продаваемые модели BYD — Song, Qin и Han — пришлось более 55% продаж. При этом компания продала больше PHEV-моделей, нежели BEV. В 2022 году экспорт составил более 33 тыс. единиц. В 2023 году BYD выйдет на несколько европейских рынков, что позволит увеличить объёмы поставок электрифицированных машин.
На втором месте в рейтинге ведущих поставщиков в 2022 году расположилась Tesla, отгрузившая приблизительно 1,3 млн транспортных средств. К концу 2022-го продажи компании Илона Маска выросли более чем на 31% в годовом исчислении, тогда как доля в глобальном масштабе составила около 12%. Counterpoint отмечает, что результат был бы больше, если бы не ограничения в Китае, связанные с пандемией COVID-19. Tesla Model Y стала самой продаваемой моделью компании на европейском рынке в конце 2022 года.
Замыкает тройку лидеров Volkswagen: продажи электрифицированных автомобилей группы к концу 2022 года поднялись на 23% по сравнению с 2021-м, что позволило занять 4% мирового рынка. Самыми востребованными моделями стали кроссовер VW ID.4, хетчбэк VW ID.3 и кросс-купе VW ID.5. Компания Volkswagen ожидает, что к 2026 году электрические транспортные средства будут составлять приблизительно 25% её продаж.
На четвёртой строке в рейтинге находится ещё один китайский производитель — Wuling со своим популярным электромобилем Hongguang Mini EV. В конце 2022 года спрос на электрифицированные машины Wuling поднялся на 27% по сравнению с 2021-м, и компания заняла около 4% глобальной отрасли.
Замыкает пятёрку баварский автопроизводитель BMW Group, спрос на продукцию которого к концу 2022 года взлетел на 42%: компания удерживает приблизительно 4% соответствующего сегмента. По итогам 2022-го BMW смогла реализовать более 360 тыс. машин, оборудованных электрифицированной силовой установкой. Причём на долю PHEV-моделей пришлось почти 54% продаж. В сегменте BEV самыми популярными электромобилями стали BMW i4, BMW iX3 и BMW iX.
Суммарная доля всех прочих поставщиков электрифицированных пассажирских автомобилей в конце 2022 года составила около 56%. По оценкам Counterpoint, в конце 2023 года отгрузки таких машин в глобальном масштабе окажутся на уровне 17 млн единиц.[8]
Страны-лидеры по доле электромобилей
Электрификация автомобильного транспорта активно продолжается. За последние 10 лет действующий автопарк электро-автомобилей всех типов во всем мире увеличился почти в 140 раз до 25.9 млн автомобилей (накопленное количество продаж минус списания и/или утилизация авто) на основе данных от IEA.
В авангарде 10 лет назад находились США и Япония, которые держали свыше 60% мирового рынка, где доля США доходила до 44%, а сейчас эти две страны формируют лишь 13% мирового автопарка электро-авто, где США – 11.5%, а Япония – 1.5%.
Самый существенный прогресс в Китае, который 10 лет назад формировал 8% мирового рынка, а сейчас почти 55%! Из 25.9 млн автомобилей, которые потенциально активны на начало 2023 года - Китай имеет 14.1 млн электро-авто.
В 2022 г Китай, Европа (за исключением России и стран СНГ), США, Япония и Южная Корея формируют 99% от мирового рынка электро-авто. Вот, собственно, эти 5 стран/регионов и задает повестку дня в контексте электро-авто и являются флагманами развития индустрии, технологий и определяют вектор развития.
Европа удерживает достаточно стабильную долю около 30%, т.е. наращивает продажи в общемировых темпах, где эти темпы диктуют уже не США и Япония, а Китай.
В Европе на траектории полного замещения автот с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) находятся Норвегия, Швеция и Дания, которые практически все новые продажи реализуют в электро-автомобилях, имея наиболее развитую инфраструктуру зарядок.
Швейцария и Финляндия идут по экспоненциальной траектории с 2017-2018 года, как и в прочем основное ядро Европы (Британия, Германия, Франция и Италия), но по крупным странам автопарк ДВС все еще значительный и до доминирующего замещения (свыше 50% от автопарка) может пройти еще 10 лет.
В 2015 году электроавтомобили в мире занимали не более 0.1% от общемирового автопарка, в 2020 – 0.8%, в 2022 – 2.1%, к 2025 доля может вырасти до 6%, а к 2030 – 15%.
Учитывая планы отказа ведущих автопроизводителей от усовершенствования ДВС и постепенном отказе от выпуска авто с ДВС с 2025, этот тренд нельзя игнорировать, писал Spydell Finance.
Каждый десятый проданный автомобиль в мире — электромобиль
В середине января 2023 года обнародованы данные LMC Automotive и EV-Volumes.com по объёму продаж электромобилей в глобальном масштабе. Сообщается, что в 2022-м поставки таких машин достигли рекордного значения на уровне 10% от общего объёма автомобильного рынка.
По оценкам, в 2022 году во всём мире было реализовано 7,8 млн автомобилей с электрической силовой установкой. Это на 68% больше, чем в 2021-м. Таким образом, примерно каждая десятая проданная машина являлась электрокаром. Лидируют Европа и Китай, где на долю электромобилей приходится 11% и 19% от общего объёма продаж автомобилей соответственно. В США отгрузки электромобилей в 2022-м составили 807 180 единиц, что на 2,6% больше, чем в 2021 году. Доля электромобилей на американском рынке при этом равна 5,8%, что значительно ниже по сравнению с европейскими странами и КНР.
По данным Центра управления автомобилестроением (CAM), в 2022 года Tesla заняла первое место в глобальном рейтинге производителей полностью электрических автомобилей. Далее следуют китайские компании BYD и SAIC Motor, а также бренды, принадлежащие группе Volkswagen.
В 2022 году каждый четвёртый автомобиль, который мы продали в Китае, имел подключение к электрической сети, а в 2023-м это будет каждая третья машина. Мы ещё не достигли переломного момента, но рассчитываем сделать это между 2025 и 2030 годами, — приводит газета The Wall Street Journal слова Ральфа Брандштеттера (Ralf Brandstätter), главы китайского подразделения Volkswagen AG.
Согласно данным LMC, продажи новых автомобилей в целом в 2022 году упали примерно на 1% — до 80,6 млн единиц. Объясняется это сложной макроэкономической ситуацией, высоким уровнем инфляции и рыночными неопределённостями. При этом рост почти на 4% в Китае помог компенсировать снижение на 8% в США и 7% в Европе. [9]
Прогноз продаж электромобилей и подключаемых гибридов в $383 млрд
Китайская компания впервые стала крупнейшим в мире производителем электромобилей
3 июля 2022 года стало известно о том, что китайская компания BYD впервые опередила Tesla и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей. Соответствующие данные содержатся в материалах, которые BYD передала Гонконгской фондовой бирже.
Компания BYD продала 641 350 электромобилей в первой половине 2022 года, что на 314,9% больше, чем в первой половине 2021 года. Из этих продаж 323 519 были аккумуляторными электромобилями. Для сравнения, Tesla за первые два квартала 2022 года поставила 564 743 автомобиля, но во втором квартале произошел сбой, поскольку блокировка в Шанхае замедлила производство на заводе Gigafactory.
В марте 2022 года в BYD объявили, что в дальнейшем будут заниматься производством машин на новой энергии, к которым относятся полноценные электромобили, подключаемые гибридные машины и автомобили на топливных элементах. При этом компания заверила своих покупателей, которые ранее приобрели её машины с двигателями ДВС, что выпуск запасных частей и обслуживание будут продолжаться до конца жизненного цикла автомобилей.
С января по начало июля 2022 года акции BYD выросли в цене на 36%, а рыночная капитализация автопроизводителя приблизилась к одному триллиону китайских юаней, что соответствует примерно $149 млрд. Призыв Пекина к гражданам сократить выбросы углекислого газа в атмосферу способствовал быстрому восхождению компании BYD в качестве крупнейшего китайского автопроизводителя.
Компания также рассматривается как один из возможных поставщиков для производства электромобилей на бывшем заводе Renault в Москве, где планируется выпускать электромобили под брендом Москвич.
По информации издания Financial Times, заводы BYD смогли остаться открытыми в течение серии региональных закрытий по всему Китаю, поскольку они в основном расположены вдали от сильных вспышек COVID-19. К примеру, шанхайский завод Tesla Gigafactory 3, отвечающий за половину глобального производства компании к 2021 году, был закрыт на 22 дня в мае из-за локдауна в связи с пандемией. Даже когда производство на заводе возобновилось, оно с трудом пыталось достичь допандемического уровня из-за продолжающегося дефицита различных комплектующих на рынке.[10]
Самые ненадежные электромобили
В конце января 2022 года Агентство технической инспекции и сертификации Германии (TÜV) представило результаты проверки четырех популярных электромобилей: BMW i3, Smart ForTwo, Renault Zoe и Tesla Model S. Электромобиль Tesla оказался самым ненадежным.
Электромобиль Smart ForTwo, по оценкам экспертов, имеет наименьший процент неисправностей: из всех рассмотренных моделей проблемность оценена в 3,5%. Если этот показатель сравнить со 128 моделями с ДВС, которые были в отчете TÜV за 2022 год, то электромобиль вошел бы в 50 лучших.
Второе место занял электромобиль BMW Group i3, его надежность оценена в 4,7%, среди основных проблем хэтчбека: ближний свет и тормозные диски, на которых при недостаточно частом использовании возникает коррозия.
На третьей позиции разместился автомобиль Renault Zoe. Проблемными после трех лет эксплуатации оказались 5,7% таких транспортных средств, среди наиболее частых дефектов: проблемы в работе оптики и подвески.
Наиболее проблемной является, по результатам исследования, Tesla Model S - ее показатель 10,7%. Владельцы сталкиваются с различными проблемами - от неисправности противотуманных фар до дефектов рычагов подвески и систем управления.
Официально Tesla уже пришлось отозвать все свои дефектные модели, у которых наблюдаются проблемы с подвеской. Китай обязал компанию сделать это на 18 182 единицах моделей S и X в октябре 2020 года. Самый последний случай касался поворотных кулаков на модели Y, которые затронули 826 автомобилей в США и 21 599 автомобилей в Китае. Tesla же публично обвинила в проблеме своего китайского поставщика.
Кроме того, Tesla Model S также заняла одно из последних мест в общем рейтинге среди всех автомобилей, опередив только Dacia Logan и Dacia Duster.[11]
2021
Количество электромобилей на мировых дорогах утроилось
К концу 2021 года количество электромобилей на дорогах мира составило около 16,5 млн, что втрое больше, чем в 2018 году. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в мае 2022 года Международного энергетического агентства (IEA).
Продажи электромобилей в 2021 году удвоились по сравнению с 2020 годом и достигли нового рекорда в 6,6 млн, говорится в докладе. Несмотря на напряженность глобальных цепочек поставок, продажи продолжали активно расти и в 2022 году: в первом квартале в мире было продано 2 миллиона электромобилей, что на три четверти больше, чем за тот же период в 2021 году.
Устойчивая государственная поддержка стала одной из основных причин высоких продаж электромобилей на многих рынках, при этом общие государственные расходы на субсидии и стимулы удвоятся в 2021 году и составят почти $30 млрд.
В Китае продажи электромобилей в 2021 году почти утроились и составили около половины общемирового объема - 3,3 млн штук. Продажи также сильно выросли в Европе (на 65% до 2,3 млн.) и США (более чем в два раза до 630 тыс.). Китайские электромобили, как правило, компактнее, чем на других рынках. Наряду со снижением производственных затрат это позволило значительно сократить ценовой разрыв с традиционными автомобилями. Медианная цена электромобиля в Китае была всего на 10% выше, чем у традиционных предложений, по сравнению с 45%-50% в среднем на других крупных рынках. В отличие от этого, продажи электромобилей в большинстве стран с формирующейся и развивающейся экономикой отстают, поскольку там зачастую доступно лишь несколько моделей, а цены на них недоступны для массового потребителя.
Согласно исследованию, в краткосрочной перспективе наибольшими препятствиями для продолжения высоких продаж электромобилей являются резкий рост цен на некоторые важнейшие минералы, необходимые для производства батарей, а также нарушения в цепочке поставок, вызванные началом спецоперации России на территории Украины и продолжающимися ограничениями из-за Covid-19 в некоторых частях Китая. В более долгосрочной перспективе необходимо приложить больше усилий для развертывания достаточной зарядной инфраструктуры, чтобы обеспечить ожидаемый рост продаж электромобилей, говорится в докладе.
Цены на литий, важнейший минерал для автомобильных батарей, в мае 2022 года были более чем в семь раз выше, относительно начала 2021 года, также выросли цены на кобальт и никель. При прочих равных условиях стоимость аккумуляторных батарей может вырасти на 15%, если эти цены останутся на нынешнем уровне, что обратит вспять многолетний спад. Спецоперация России создала дополнительное давление, поскольку Россия поставляет 20% мирового объема никеля для аккумуляторов.
Правительства Европы и США проводят промышленную политику, направленную на внутреннее развитие цепочек поставок электромобилей, поскольку более половины всех мощностей по переработке и рафинированию лития, кобальта и графита находится в Китае. Кроме того, Китай производит три четверти всех литий-ионных батарей и имеет 70% производственных мощностей по производству катодов и 85% по производству анодов, которые являются основными компонентами батарей. Более половины всех электромобилей в 2021 году будут собраны в Китае, и страна намерена сохранить свое производственное доминирование.
В то время как почти 10% всех легковых автомобилей, проданных в мире в 2021 году, будут электрическими, этот показатель для глобальных продаж грузовиков составляет всего 0,3%. Электрогрузовики до сих пор активно внедрялись только в Китае, благодаря сильной государственной поддержке. Однако другие страны лишь недавно объявили о планах электрификации тяжелых грузовиков, а производители все активнее расширяют выбор моделей. Грузовики с большим радиусом действия требуют мощных аккумуляторов, которые стоят дорого и часто требуют модернизации электросети. [12]
Крупнейшие поставщики электромобилей по капитализации
На ноябрь 2021 г в число крупнейших по рыночной капитализации разработчиков электромобилей входят:
Электромобили обогнали смартфоны как главный источник спроса на кобальта
19 мая 2022 года было опубликовано исследование, согласно которому, в 2021 году электромобили впервые обогнали смартфоны и персональные компьютеры в качестве основного источника спроса на кобальт, редкий металл, используемый в литий-ионных батареях. Подробнее здесь.
Впервые в мире продано больше электромобилей, чем гибридов
Глобальные продажи электромобилей (EV) по итогам 2021 года удвоились и достигли 4,6 млн единиц. Это больше количества реализованных гибридных авто, чего не было никогда ранее. Об этом свидетельствуют данные японской исследовательской компании MarkLines, обнародованные в апреле 2022 года.
Продажи гибридных автомобилей в 2021 году выросли на 35% и составили около 3,1 млн штук. Продажи EV почти утроились по сравнению с 2019 годом, а продажи гибридов выросли примерно на 30%.
Скачок продаж электрокаров во многом обусловлен высоким спросом в Китае. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи новых EV в 2021 году выросли в 2,6 раза по сравнению с 2020 годом и составили 2,91 млн единиц. Государственные субсидии и выпуск дешевых моделей подтолкнули больше потребителей к покупке электромобилей.
Продажи электромобилей также набирают обороты в западных странах. В Германии] в 2021 году продано около 340 тыс. электромобилей, что в 1,8 раза больше, чем в 2020 году. Это также в четыре раза превышает количество гибридных автомобилей, проданных в 2021 году. В США в 2021 году было продано около 490 тыс. электромобилей, что в 1,8 раза больше, чем в 2020 году.
Продажи EV в Японии в 2021 году составляют около 20 тыс. единиц, что свидетельствует об относительно медленном расширении рынка в этом регионе.
Страны стремятся ускорить внедрение электромобилей в рамках глобального процесса декарбонизации, создавая инфраструктуру и вводя государственные субсидии, которые играют жизненно важную роль в распространении электромобилей.
В Норвегии электромобили освобождены от налога на добавленную стоимость, благодаря чему на них приходится половина всех продаж новых автомобилей в стране.
В Китае правительство обязывает крупных автопроизводителей продавать электромобили и другие виды экологически чистых транспортных средств. Европейский союз намерен запретить новые продажи бензиновых и гибридных автомобилей к 2035 году.
В США штат Калифорния исключил гибридные автомобили из категории «автомобили с нулевым уровнем выбросов». Штат требует от автопроизводителей выпускать определенный процент автомобилей с нулевым уровнем выбросов.
По данным американской консалтинговой компании Alix Partners, мировые автомобильные гиганты, как ожидается, инвестируют $330 млрд в развитие электромобилей в течение пяти лет до 2025 года. Глобальная битва за первенство в области EV на фоне изменений в ключевых компонентах, таких как батареи, может даже определить будущее японской экономики, движущей силой которой является автомобильная промышленность.[13]
Названы страны-лидеры по экспорту электромобилей
В 2021 году Китай увеличил экспорт электромобилей на 260% в годовом исчислении до почти 500 тыс. единиц. Такие данные предоставили аналитики Nikkei в своем докладе в середине марта 2022 года. Китай стал крупнейшей страной-производителем электромобилей в мире, обогнав Германию и США, которые вошли в тройку лидеров. Подробнее здесь.
Продажи электромобилей в мире удвоились до 6,75 млн штук
В начале февраля 2022 года были обнародованы данные Международного энергетического агентства (International Energy Agency), согласно которым в 2021 году в мире было продано около 6,75 млн электромобилей, что на 120% больше, чем в 2020-м.
Этот рост эксперты связали с расширением модельного ряда, развитием инфраструктуры в виде зарядных станций, а также предоставлением субсидий связанных с отказом властей государств от двигателей внутреннего сгорания.
В отчете IEA отмечается, что рынок мог вырасти еще сильнее, но дефицит компонентов для производства аккумуляторов, серьезно ограничил возможности производителей. По оценкам IEA, на февраль 2022 года на дорогах находится около 16 млн электромобилей, это 8,57% от всех транспортных средств. В сумме все электромобили потребляют около 30 ТВт · ч электроэнергии за один год, что эквивалентно всей вырабатываемой энергии в Ирландии.
Поставки электромобилей в Китае по итогам 2021 года выросли втрое, до 3,4 млн единиц, а самой популярной моделью в Поднебесной стал бюджетный Wuling Hongguang Mini за $4,5 тыс. В Европе продажи транспортных средств увеличились почти на 70%, до 2,3 млн единиц. США замыкает тройку лидеров с 0,5 млн единиц.
По объему продаж полностью электрических автомобилей Tesla по-прежнему значительно опережает другие автомобильные группы с показателем более 936 тыс. Однако ее доля рынка снизилась за последние несколько лет с 23% в 2019 и 2020 годах до 21% в 2021 году. SAIC, включая SAIC-GM-Wuling, является второй по величине группой с почти 610 тыс. и 13% долей в основном благодаря объему продаж в 424 тыс. для Wuling Hong Guang MINI. Далее следует Volkswagen с 451 тыс. и 10% долей в сегменте полностью электрических автомобилей. BYD занимает четвертое место с долей 7%, а Hyundai Motor обеспечила себе пятое место с долей 5%. Тем не менее, как сообщает IEA, электромобили составляют лишь около 9% автомобилей, продаваемых во всем мире.[14]
2020
Рост продаж электромобилей на 39%, до 3,1 млн единиц - Canalys
По данным аналитической компании Canalys, мировые продажи электромобилей в 2020 году увеличились на 39% в сравнении с 2019-м и достигли 3,1 млн единиц. При этом на общем рынке легковых автомобилей в 2020 году отмечалось снижение продаж на 14%. Аналитики считают, что высокий спрос на электромобили будет сохраняться и в 2021 году, несмотря на экономически неблагоприятные условия.
На электромобили приходилось почти 5% всех продаж новых автомобилей в 2020 году, а по прогнозам, в 2021 году продажи электромобилей составят 5 млн единиц и более 7% продаж всех новых автомобилей. В 2020 году на китайском и европейском рынках было продано около 1,3 млн электромобилей, что в четыре раза превышает объем продаж такого автотранспорта в США.
Продажи электромобилей в США составляют всего 2,4% от проданных там новых автомобилей, хотя именно здесь расположена компания Tesla, ведущий мировой производитель электромобилей. Даже политика более благосклонного правительства США не изменит ситуацию в одночасье, - отметил главный аналитик по автомобильной промышленности Canalys Крис Джонс (Chris Jones). |
Продажи электромобилей будут продолжать расти в течение всего десятилетия, и Canalys прогнозирует, что электромобили составят 48% всех новых автомобилей, проданных в 2030 году. Аналитики считают, что правительства будут устанавливать и поддерживать политику, стимулирующую производство и продажи электромобилей. Увеличение производительности и расширение инфраструктуры зарядных станций привлечет еще большее число покупателей.
В компании Canalys прогнозируют, что количество проданных электромобилей вырастет до 30 млн в 2028 году, а к 2030 году электромобили будут составлять почти половину всех проданных легковых автомобилей в мире.[15]
Мировой рынок электромобилей вырос на 43% до 3,24 млн штук
Мировые продажи электромобилей продемонстрировали стремительный рост в 2020 году, увеличившись на 43% до более чем 3,24 млн единиц, несмотря на то, что общие продажи легковых автомобилей упали на 14% во время пандемии коронавируса COVID-19.
По сообщению шведской консалтинговой компанией EV-volumes, продажи электромобилей в Европе выросли более чем вдвое в 2020 году, в результате чего этот регион обогнал Китай и стал крупнейшим рынком в мире.
Продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) и подключаемых к сети гибридных электромобилей (PHEV) составили в 2020 году 4,2% мирового автомобильного рынка по сравнению с 2,5% в 2019 году. Глобальные продажи BEV и PHEV в 2020 году составили 3,24 млн, по сравнению с 2,26 млн в 2019 году.
Рост продаж обусловлен государственной политикой по сокращению выбросов CO2, но ключевым фактором, по словам аналитика по продажам и маркетингу EV-volumes Виктора Ирле, является то, что «электромобили - это просто лучшая технология».
Данные EV-volumes показали, что пять самых высоких национальных продаж электромобилей в 2020 году были в Китае (1,3 млн), Германии (0,4 млн), США (0,3 млн), Франции и Великобритании (по 0,2 млн). Однако в 2020 году рост в США составил всего 4% из-за наличия небольшого числа новых моделей на рынке.
Впервые с 2015 года продажи BEV и PHEV в Европе превысили продажи NEV (автомобилей на новой энергии, которые включают электрические, плагин-гибридные и автомобили на водородных топливных элементах) в КНР. По доле автомобилей BEV и PHEV в Европе с учетом стран ЕАСТ (Норвегии, Исландии, Лихтенштейна, Швейцарии), включая Великобританию, продажи увеличились с 3,3% в 2019 году до 10,2% в 2020 году.
Доля NEV в КНР за тот же период выросла с 5,1% до 5,5%. Многие европейские рынки удвоили или утроили свои продажи электромобилей по сравнению с 2019 годом, а на ЕС в 2020 году пришлось 43% продаж электромобилей по сравнению с 26% в 2019 году.
Ожидается, что в 2021 году на рынке появится около 150 новых моделей BEV и PHEV. Это означает, что в 2021 году будет продолжаться рост, сказал Ирле.[16]
2019
Рост экспорта электромобилей до $25,7 млрд
Мировой экспорт электромобилей в 2019 году составил в общей сложности 25,7 миллиарда долларов США. Эта сумма в долларах отражает рост на 207,4% по сравнению с 8,4 млрд долларов в 2017 году и рост на 123,1% с 2018 года.
По сравнению с $758,4 млрд в общем объеме международных продаж всех автомобилей в 2019 году, электромобили составляют 3,4% от всех экспортируемых автомобилей. Однако процент проданных электромобилей уверенно растёт.
Среди континентов поставщики в европейских странах продали больше всего экспортируемых электромобилей в течение 2019 года с поставками на сумму $14,6 млрд или 56,8% от общемирового объема. На втором месте оказались североамериканские экспортеры с 30,5%, в то время как 12,6% международных продаж электромобилей приходились на Азию.
Ниже приведены 15 стран, которые экспортировали электромобили с самой высокой долларовой стоимостью в течение 2019 года.
1. США: 7,9 млрд долл. США (30,5% экспортируемых электромобилей)
2. Бельгия: $5,1 млрд (19,8%)
3. Германия: $3,9 млрд (15,1%)
4. Южная Корея: $2,4 млрд (9,1%)
5. Австрия: $1,3 млрд (4,9%)
6. Нидерланды: $ 1,19 млрд (4,6%)
7. Франция: $ 1,17 млрд (4,5%)
8. Великобритания: $ 1,1 млрд (4,3%)
9. Китай: 438,1 миллиона долларов (1,7%)
10. Япония: $431,5 млн (1,7%)
11. Словакия: $387,9 млн (1,5%)
12. Испания: $ 264,5 млн (1%)
13. Словения: $113 млн (0,4%)
14. Швеция: $38,4 млн (0,1%)
15. Венгрия: $28 млн (0,1%)
По стоимости, перечисленные 15 стран отгрузили 99,6% мировых экспортируемых электромобилей в 2019 году.
Крупнейшие мировые автопроизводители, располагающие мощностями для производства электромобилей:
- BMW i (Германия)
- BYD Auto Co. (Китай)
- Mercedes-Benz Group (ранее Daimler) (Германия)
- Ford Motor Company (США)
- General Motors (США)
- Nissan (Япония)
- PSA Group (Франция)
- Renault (Франция)
- Rimac Automobili (Хорватия)
- Tesla (США)
- Toyota (Япония)
- Volkswagen Group (Германия)
Июль: первое падение рынка в истории
Продажи электромобилей сократились впервые в истории. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Sanford C. Bernstein, обнародованные 3 сентября 2019 года.
В июле по всему было реализовано около 128 тыс. легковых транспортных средств с электродвигателями (без ДВС), что на 14%% меньше, чем месяцем ранее. Спрос на электрокары снизился в Китае и Северной Америке, но вырос в Европе.
Падение рассматриваемого рынка эксперты связали с сокращением программ субсидирования покупок электрического транспорта в Китае. Власти ограничили поддержку 26 июня, объяснив это желанием подстегнуть автопроизводителей к развитию инноваций в автопроме.
Несмотря на июльский спад, за первые семь месяцев 2019 года объем мирового рынка электромобилей показал 35-процентный рост. Исследователи ожидают, что годовые продажи таких машин по итогам 2019-го поднимутся на 23-48% и достигнут 2,4-2,9 млн штук.
Несмотря на предполагаемое краткосрочное ослабление рынка во втором полугодии 2019 года, мы сохраняем позитивный прогноз по поводу долгосрочного спроса на электромобили, — говорится в отчёте Sanford C. Bernstein, на который ссылается Bloomberg. |
Как отмечает информагентство, хотя на электрокары приходится небольшая часть автомобильного рынка, производители делают ставку именно на этот сегмент, видя в нём растущий бизнес. Замедление спроса на «прожорливые» авто привело к падению автомобильных рынков по всему миру, а в Китае произошёл самый сильный обвал в истории, отмечает Bloomberg.
Крупнейшим производителем электромобилей осталась Tesla, которая в июле 2019 года продала около 20 тыс. таких машин. Следом расположился китайский бренд BYD, а тройку лидеров замкнула BMW Group.[17]
В России электромобили продаются слабо. В январе-мае 2019 года россияне приобрели лишь 119 таких машин (данные «Автостата»).
2018
Frost&Sullivan: Продано два миллиона электромобилей
По данным международной консалтинговой компании Frost&Sullivan, в 2018 году во всем мире было продано два миллиона электромобилей, а к 2025 году их продажи возрастут до 25 миллионов, что предположительно составит 20‑22% от всех автомобилей.
Bloomberg New Energy Finance: Продажи электромобилей — 1,3 млн штук; на Китай пришлось 60%
В 2018 году по всему миру было продано около 1,3 млн полностью электрических автомобилей (без учета гибридов), а 60% объема пришлось на китайский рынок. Такие данные в марте 2019 года привели аналитики Bloomberg New Energy Finance.
По их оценкам, крупнейшим производителем электрокаров остается компания Tesla, которая в 2018 году реализовала 245 240 таких машин. В тройку лидеров вошли китайские Beijing Electric Vehicle (BJEV) и BYD. 7 из 10 компаний, возглавляющих рынок, представляют Поднебесную.
Широкое присутствие китайских производителей обусловлено мощной господдержкой таких компаний. По данным министерства промышленности и информатизации КНР, правительство в 2017 году потратило 6,64 млрд юаней ($1 млрд) на стимулирование приобретения потребителями «зеленых» автомобилей. В дополнение к субсидиям федерального правительства китайские города и провинции тоже предлагают программы дополнительного стимулирования для того, чтобы электромобили стали более привлекательными для покупателей.
Однако китайские власти постепенно сокращает субсидии, стремясь, чтобы производители уделяли больше внимания технологическим усовершенствованиям для обеспечения долгосрочного успеха автомобильной отрасли. В рамках новых нормативов, которые вступили в силу в 2018 году, Китай сократил в разной степени субсидии для разных моделей электромобилей с пробегом менее 300 км.
Потребителям стало менее выгодно покупать дешевые электрокары, на которые приходится большая часть продаж BJEV, в результате чего зарубежные производители получили возможность для экспансии в КНР.
Согласно оценкам Wood Mackenzie, около 3,3% продаж новых легковых автомобилей в Китае пришлось на «чистые» электромобили по итогам 2018 года против 0,7% в 2015-м. Для сравнения, доля таких машин на американском рынке в 2018 году составила 1,3%. Если брать в рассмотрение еще и гибридные модели, то «зеленый» автотранспорт занял 4,5% рынка в Китае в 2018-м.
По данным исследования EV Volumes, в 2018 году глобальные продажи электромобилей составили 996 557 штук, а с учетом подзаряжаемых гибридов число реализованных электрифицированных машин составила 2,02 млн единиц. Годом ранее таких автомобилей продали 1,3 млн экземпляров.
Из 2 млн проданных электрокаров и подзаряжаемых гибридов примерно половина пришлась на Китай. Вторым по объему рынком в мире стала Европа, третьим — Северная Америка.
Самым популярным электрокаром стал Tesla Model 3 — его купили 145 тысяч человек. На втором месте расположился китайский электромобиль BAIC EC-Series, на третьем — Nissan Leaf, далее идут две другие модели Tesla — S и X.
В EV Volumes подсчитали, что по итогам 2018 года доля электрокаров и подзаряжаемых гибридов в продажах всех новых машин в мире достигла 2,1%. Чистые электромобили заняли соответственно около 1% рынка. Распределение по странам, впрочем, неравномерно. Например, в Норвегии новые электрокары занимают уже почти половину рынка, а в России их присутствие практически незаметно.
Крупнейшие производители автомобилей отстают от Tesla и китайских конкурентов на рынке электромобилей, но строят большие планы в отношении него. Например, концерн Volkswagen, который в 2018 году продал в Китае 8 тыс. полностью электрических и гибридных автомобилей, рассчитывает в 2020 году реализовать 400 тыс. таких машин, а к 2025-му — 1,5 млн.
В Bloomberg New Energy Finance прогнозируют, что к 2030 году 31% продаж новых автомобилей и 20% мирового автопарка будут электрическими.[18]
Bloomberg: К 2025 году 47% всех автобусов в мире будут электрическими
По оценке Bloomberg New Energy Finance, уже к 2025 году почти половина всех автобусов в мире будут электрическими. Лидером в этом отношении является Китай — именно на него придется 99% электробусов. Одним из первых городов, где все автобусы электрические, стал китайский Шэньчжэнь — речь идет о 16,3 тыс. городских электробусов[19].
По прогнозам аналитиков Bloomberg New Energy Finance (BNEF), к 2025 году число электробусов вырастет более чем втрое — с 386 тыс. в прошлом году до 1,2 млн. Тем самым на электробусы будет приходиться 47% всех автобусов в мире. Как отмечают в BNEF, электробусы пока стоят дороже, чем автобусы на дизельном топливе или на природном газе, но эксплуатационные издержки в их случае ниже с учетом стоимости топлива и технических расходов. Кроме того, снижение стоимости аккумуляторов приведет к тому, что уже к 2026 году электробусы смогут конкурировать с дизельными автобусами. По подсчетам BNEF, цены на литийионные аккумуляторы в 2017 году снизились в сравнении с предыдущим годом на 24% и были в пять раз ниже, чем в 2010 году.
Электробусы привлекают внимание городских властей не только в Китае, но и по всему миру. Так, власти Парижа и Амстердама приняли решение в ближайшие годы полностью перейти на автобусы с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу. Прошлым летом в Лондоне начали работу три первых полностью электрических автобуса. Одним из европейских лидеров в распространении электромобилей является Норвегия — в 2017 году более половины проданных в стране автомобилей были полностью электрическими или гибридными. В сентябре Volvo получила заказ на 25 электробусов от норвежского города Тронхейм. В начале января первый электробус был запущен в Осло.
Власти Лос-Анджелеса пообещали, что к 2030 году все автобусы в городе (сейчас их около 2,2 тыс.) будут электрическими. В январе в Нью-Йорке началось тестирование десяти электробусов Proterra и New Flyer, если они продемонстрируют свою эффективность, власти города собираются закупить еще электробусов. В целом же число электробусов в американских городах выросло в прошлом году на 83% — до 333 автобусов. Правда, пока доля электробусов в США составляет лишь 0,5% от общего числа автобусов, и только у 9% транспортных компаний есть электробусы.
2017
Рекордные продажи электромобилей и гибридов
29 января 2018 года аналитики EV-Volumes представили предварительные итоги исследования мирового рынка электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Оказалось, что в 2017 году производители таких транспортных средств установили рекорд: по всему миру было продано более 1,2 млн машин такого класса, что на 57% больше показателя годичной давности. При этом в 2017 году продажи электромобилей выросли на 66 %, а подзаряжаемых гибридов - на 34 %.
Мировым лидером по спросу на электрокары второй год подряд остается Китай, где годовая реализация выросла на 72% – до 602 тыс. проданных авто. Это означает, что около половины электромобилей, произведенных в 2017 году, были проданы в Поднебесной. На втором месте по популярности стала Европа, здесь продажи достигли 307 тысяч единиц, что на 38% больше, чем в 2016 году. Самый высокий рост на европейском рынке продемонстрировала Исландия (+248%). Далее следуют Словения (+166%), Португалия (+126%) и Германия (+108%).
На третьем месте по количеству продаж рынок США. Здесь было реализовано около 200 тысяч электрокаров, прирост составил 27%. Также высокий рост продаж электромобилей и гибридов отмечен в Японии - на 149% до 56 тыс. штук. Такого успеха японцам удалось достичь за счет выпуска нового Nissan Leaf и Toyota Prius Prime PHEV, которые мгновенно завоевали "зеленый" авторынок, отмечают исследователи.
Сильно выросли продажи электрокаров и подзаряжаемых гибридов в декабре. Всего за последний месяц 2017 года в мире реализовано свыше 170 тыс. таких авто, а их доля на рынке составила 2%.
По прогнозам аналитиков, если подобные темпы роста сохранятся, то в течение 2018 года будет продано около 1,9 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов, а общее количество используемых в мире электрифицированных моделей превысит 5 млн.[20]
Страны-лидеры по числу гибридов и электрокаров
В 2017 году количество полностью электрических и гибридных автомобилей на мировых дорогах превысило отметку в 3 млн на фоне того, как производители наращивают свои планы по массовому производству автомобилей с батарейным питанием, сообщают аналитики EV-Volumes.
Они отмечают, что быстрый рост продаж электрокаров стимулируется поощрением государств, снижением стоимости батарей, и тем, что производители запускают модели для более широкого круга водителей.
По прогнозам исследовательского агентства EV-Volumes, отслеживающего мировой рынок электромобилей, в 2018 году продажи ускорятся, и общее число автомобилей с батарейным питанием (гибриды плюс электрокары) на дорогах вырастет до 5 млн к концу года. В том же 2018 году выйдет множество новых моделей от крупных производителей, включая Jaguar iPace и версию самого продаваемого в мире электромобиля — Nissan Leaf — с более высоким запасом хода. Кроме того, будет представлен «народный» электромобиль от Tesla.
Согласно исследованию EV-Volumes, к концу 2017 года Китай является крупнейшим в мире рынок для электромобилей. Государство поддерживает этот сегмент субсидиями в надежде уменьшить проблемы со смогом. Помимо Китая, в число стран с наибольшим количеством электромобилей и гибридов входят США, Япония, Норвегия, Голландия и Британия.
Китай является основным рынком, на который нацелена Toyota с 10 моделями электромобилей, которые производитель планирует начать продавать в первой половине 2020-х гг. Компания заявила в декабре 2017 года, что собирается прекратить производство автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем без частично или полностью электрической версии. Аналогичные заявления уже были сделаны компаниями Volvo и Jaguar.
Toyota также заявила, что в начале 2020-х годов намеревается осуществить выпуск нового поколения батарей, позволяющих электромобилям преодолевать большее расстояние, используя твердотельную технологию, с которой снизится стоимость батарей, при этом их безопасность и емкость увеличатся.[21]
1910: Испытание электромобиля на батареях Эдисона
Примечания
- ↑ Обзор мирового рынка электромобилей
- ↑ Global electric car sales rose 31% in 2023 - Rho Motion
- ↑ World Energy Outlook 2023
- ↑ Gartner Says 2023 Is the Moment of Truth for Battery-Electric Vehicles
- ↑ Gartner Forecasts 15 Million Electric Cars Will Be Shipped in 2023
- ↑ Global Electronic Vehicle Market Almost Reached 11M Units in 2022, IDC Finds
- ↑ Global EV market grew 55% in 2022 with 59% of EVs sold in Mainland China
- ↑ Global Passenger Electric Vehicle Market Share, Q1 2021 – Q4 2022
- ↑ Electric vehicles accounted for 10% of global auto sales last year — this could quadruple by 2030
- ↑ Warren Buffett-backed Chinese group BYD overtakes Tesla in global electric vehicle sales
- ↑ Tesla Model S Presents Most Defects Among EVs In TUV Inspection After 3 Years
- ↑ Policy support and flood of new models underpin sales in major markets, but greater efforts are needed to anticipate supply chain bottlenecks and boost critical mineral production
- ↑ Global EV sales overtake hybrid cars for first time in 2021
- ↑ Sales of electric vehicles doubled in 2021
- ↑ Global electric vehicle market 2020 and forecasts
- ↑ Global sales of electric cars accelerate fast in 2020 despite pandemic
- ↑ Electric Car Sales Fall for First Time After China Cuts Subsidy
- ↑ The Global Electric-Car Showdown Is Officially on in China
- ↑ Электробусы ставят на поток. К 2025 году 47% всех автобусов в мире будут электрическими
- ↑ [ http://www.ev-volumes.com/country/total-world-plug-in-vehicle-volumes/ Global Plug-in Sales for 2017-Q4 and the Full Year (prelim.)]
- ↑ and plug-in hybrid cars whiz past 3m mark worldwide
Системы накопления (хранения) энергии и Электромобили
- Электромобили
- Электромобили (мировой рынок)
- Электромобили (рынок Европы)
- Электромобили (рынок Германии)
- Электромобили (рынок Норвегии)
- Электромобили (рынок Британии)
- Электромобили (рынок Италии)
- Электромобили (рынок Китая)
- Электромобили (рынок США)
- Электромобили (рынок России)
- Электромобили в Москве
- Электромобили (рынок Украины)
- Электромобили (рынок Белоруссии)
- Электромобили (рынок Казахстана)
- Электромобили в Узбекистане
- Электроавтобусы (электробусы)
- Электрозаправки (электрозарядные станции, ЭЗС)
- Водородные автомобили
- Электросамокаты
- Электросамолеты
В России:
- Концепция по развитию производства и использования электромобилей в России
- Система оперативно-технологического управления распределительными электрическими сетями
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Сбер Решение по выбору модели станции, лизингу, установке и управлению ЭЗС
- Беспилотный автомобиль КамАЗ, КамАЗ Drive Electro Электробус, КамАЗ-Чистогор, Кама-1, Челнок
- C-Pilot
- Форвард: Электрический трицикл
- MatrЁshka
- Traft: Беспилотный грузовик
- Revolta Engineering
- Drive Electro, Moskva (электрогрузовик), Drive Electro: Электрогрузовик
- Тролза
- Lada Niva Elentrie
- Polytech Solar Электромобиль
- Modulo Электробус
- Zetta
- ПК Транспортные системы
- Муравей (первый российский электромобиль)
- CML Car (российский электромобиль)
- GAZelle_e-NN
- Ардерия, Ардерия ТС2 (электромобиль)
- Monarch (электромобиль)
- ЭвоКарго (EvoCargo) EvoCargo EVO-1 Электрический автономный грузовик
- Пионер 6245 (электробус)
- Aurus Motors, Aurus Электромотоцикл, Электромобиль Aurus
- КРЭТ Фора (зарядная станция для электромобилей)
- Edison Technologies
- Алмаз-Антей E-Neva (электромобиль)
- Электромобили Мануфэкчуринг Рус - EVM PRO
- Электрифлай
- СпецАвтоИнжиниринг, Соллерс Инжиниринг, ЭкоАвтоПроф (электромобиль)
- Моторинвест, Evolute i-Pro (электромобиль)
- Конкордия: Электрогрузовик
В мире:
- Tesla Model, Tesla Semi Truck- Tesla Motors
- Polestar, Volvo 7900 (беспилотный электроавтобус), Volvo XC40 - Volvo Cars Group, Volvo CE ECR25 Electric
- Toyota Электромобили, Toyota e-Palette, Toyota ProAce Electric, Toyota bZ4X (электромобиль), Toyota Lexus Electrified Sport
- Audi e-tron (электромобиль), Audi Urbansphere (беспилотный автомобиль)
- BMW i3 Электромобиль, BMW iX3, BMW i4, BMW eDrive Zones, BMW Motorrad CE(электроскутер), BMW i7
- Freightliner eCascadia (электрический грузовик)
- Honda Электрокары, Honda e (электромобиль), Honda Everus VE-1, Cruise Origin
- Hyundai Электромобили, Hyundai Kona Electric (электромобиль), Ioniq (электромобили), Hyundai 45 (электромобиль), Hyundai Genesis
- Ford Электромобили Ford Transit Custom PHEV Ford Transit Smart Energy Ford E-Transit Ford Mustang, Eluminator e-crate (электродвигатель), Ford Pro Power Onboard
- Volkswagen Электромобили, Volkswagen Moia, Volkswagen ID3, Volkswagen ID4, JAC Volkswagen
- Skoda Enyaq
- VinFast VinFast VF8
- Bugatti-Rimac
- JAC Motors JAC iEV7S
- Continental
- Bosch e-axle
- EVlink Wallbox Электрозаправки
- Nissan Электромобили, Nissan Leaf Nissan Яндекс.Авто Концепт, e-4ORCE, Ariya (электрокроссовер)
- Cadillac Lyriq
- Siemens eHighway Электромобили
- Catalyst E2 (электроавтобус)
- Roborace Robocar
- Mercedes-Benz Concept IAA, Mercedes-Benz EQC, Vision Mercedes-Maybach Ultimate Luxury, Mercedes-Benz EQS, Mercedes-Benz EQA 250, Mercedes-Benz EQE, Mercedes eActros (электрический грузовик)
- Enevate
- Aston Martin RapidE Электромобиль
- Jaguar I-Pace (электромобиль), ElectriCity (сервис электротакси)
- Porsche Taycan электромобиль, Rimac Automobili, Porsche: Станции быстрой зарядки электромобилей
- Mazda MX-30 (электромобиль)
- Bentley Motors Octopus (проект разработки технологий для электромобилей)
- Enverge (электрокроссовер)
- R1T (электромобиль)
- Manta5 Hydrofoiler XE-1 (водный электровелосипед)
- Panasonic eCUV Компактный электротранспорт для бизнеса
- Arrival (ранее Charge R&D), Arrival Bus Пассажирский электробус, Arrival Van
- MW Motors, MWM Spartan
- Lordstown Motors, Endurance (электрический пикап)
- Farasis Energy
- Rivian
- Cross Dirt (электрический мотоцикл)
- General Motors (GM) Hummer EV BrightDrop
- Chevrolet Chevrolet eCrate Chevrolet Bolt
- Rolls-Royce Spectre (электромобиль)
- Intelligence in Motion (IM) - Alibaba Group
- Northvolt
- Ample
- Geely International Corporation Zeekr, Homtruck (электрический грузовик)
- Xiaomi Электромобили
- Arcfox aS HBT (электромобиль)
- MAN Lions City E (электроавтобус)
- Kami Motors, Kami Nimble
- Farnova Othello (электрический суперкар)
- Foxconn Model (электромобиль)
- Kia EV6 (электромобиль)
- Xpeng: Летающий электромобиль
- Lucid Air (электромобиль)
- Subaru Solterra
- Coolon (электрогрузовик)
- Mitsubishi Airtrek
- Huawei Seres SF5 (электромобиль), Huawei Aito M5 (электромобиль), Huawei Aito M7 (электромобиль)
- WayRay Holograktor (электромобиль)
- Sony Vision-S 02 (электромобиль)
- Vitovt Truck Electro Prime
Технологии накопления (хранения) энергии:
- MOBI Battery State of Health (SOH)
- Кобальт
- Утилизация батарей электромобилей
- Prime Planet Energy & Solutions
- Системы накопления (хранения) энергии (СНЭ)
- Аккумуляторы для электромобилей (мировой рынок)
- Аккумуляторы для смартфонов (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (мировой рынок)
- Аккумуляторные батареи (рынок России)
- Натрий-ионные батареи
- Литий-титанатные аккумуляторы
- Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion)
- Литий-ионные аккумуляторы (мировой рынок)
- Литий-ионные аккумуляторы, ЛИА (рынок России)
- Литий-воздушный аккумулятор (lithium-air, Li-air)
- Литий-полимерные аккумуляторы
- Литий (мировой рынок)
- Литиевая батарея Kyocera
- Электрический аккумулятор
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Аккумуляторы с твердым электролитом
- Твердотельные аккумуляторы
- Стартерные аккумуляторы (рынок России)
- Портативные аккумуляторы (мировой рынок)