Казанский вокзал

Компания


Собственники:
РЖД
СМ. ТАКЖЕ (1)

Конечные собственники

Основная статья: Москва

История

1913: Начало строительства Казанского вокзала

Строительство стартовало с окончательным утверждением проекта Министерством путей сообщения в 1913 году.  Алексея Викторовича Щусева назначили главным архитектором Казанского вокзала. Завершение стройки планировалось на 1 ноября 1916 года, но никто тогда не рассчитывал, что процесс затянется до 1940 года.

Планы у заказчика «железнодорожного короля» фон Мекка были дерзновенными. Живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы.

Чтобы осуществлять постоянный авторский надзор, Щусев даже переехал из Петербурга в Москву, поселившись в Гагаринском переулке. Мастерскую устроил в одном из помещений старого вокзала, где «рисовальщики за столами, как в большой лаборатории, заготовляли все чертежи». Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.3 т

Декор вокзала, решённого в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле.

Башня-доминанта расположена в самом низком месте площади. В Казани она была названа в честь царицы Сююк, трижды выходившей замуж за правителей Казанского ханства. Народ хранил ей благодарность за отмену налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. Шпиль башни Казанского вокзала, впрочем, немного напоминая и Боровицкую башню Московского Кремля, венчал символ Казани, крылатый змей Зилант.

Миниатюрная башенка, втиснувшаяся между объемами, украшена часами с циферблатом со знаками Зодиака и колокольным перезвоном, выполненными по рисункам самого Щусева. Часы и механизм которых разрабатывал мастер Пушкарев, были запущены лишь к 1923 году. Они прослужили до 1941 года, пока не пострадали от фугасной бомбы, но в 1970-х годах были восстановлены.

На фасаде вокзала со стороны Рязанского проезда Алексей Викторович Щусев проектировал Царскую башню-вестибюль с острым шпилем. В построенном виде ее не увидел ни архитектор, скончавшийся в 1949-м, ни Николай Карлович фон Мекк, расстрелянный большевиками в 1929 году. Башня появилась в комплексе вокзала, напоминающем нарядный сказочный городок, в 1997 году.

Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского нарышкинского барокко XVII века.

В 1916 году к живописному оформлению Казанского вокзала Щусев лично привлек весь свет тогдашнего изобразительного искусства — Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Ивана Билибина, Николая Рериха, Александра Яковлева, Бориса Кустодиева, Зинаиду Серебрякову. С каждым из художников он проводил переговоры по оформлению.

За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон - сейчас зал ожидания, и ресторан - ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века - в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере.

Внушительный комплекс специально лишен симметрии, так как окружающая застройка была очень пестрой и неоднородной, а такой прием позволил органично связать вокзал с контекстом. Корпуса различны по высоте, форме и стилистике, что формирует иллюзию и ощущение разности эпох.

1911: Конкурс на строительство Казанского вокзала выигрывает проект Щусева

Когда к 1893 году железнодорожная ветка дотянулась до Казани, тесный вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Требовалось уже не расширение, а новое строительство крупного транспортного узла.

Победителя архитектурного конкурса 1911 года под девизом «Ворота на Восток» на проект вокзального комплекса выбирало правление Общества Московско-Казанской железной дороги.

Список участников профессионального соревнования включал: Алексея Щусева, Франца Шехтеля, Евгения Фелейзена. Победил проект Щусева.

1864: Построенно каменное здание Рязанского вокзала по проекту Матвея Левестама

В 1864 г деревянное здание Рязанского вокзала перестроил в камне архитектор Матвей Юрьевич Левестам.

1862: Строительство деревянного Рязанского вокзала и первый поезд до Коломны

В 1862 году на Каланчёвской площади появилось скромное деревянное здание Рязанского вокзала. 20 июля отсюда отправился первый поезд до Коломны.